Найти тему

Джайнская философия

Джайнская философия в целом представляет собой развитие тех идей и представлений, которые нашли отражение в совокупности сочинений, получивших название «канона» (агама, санскр. āgama) письменной фиксации учения джайнизма, его «Дхармы» (санскр. dharma, букв. «закон, учение, добродетель»). Этот канонический корпус содержит 45 (по иной версии – 33) разнородных сочинений, написанных на среднеиндийском языке ардхамагадхи и включающих в себя произведения исторического характера, описание ритуала и религиозной обрядности, трактаты по космологии, устройству мира и по этике.

На протяжении всей истории индийской философии джайнизм занимал значительное место в общем полемическом «ландшафте» Индии. Основными его оппонентами на протяжении всего средневековья выступали представители школ буддизма, санкхьи, ньяи и вайшешики. В дискуссиях с ними вырабатывалась и оттачивалась собственно философская доктрина джайнизма, уточнялись базовые концепты и развивались полемические стратегии, заложенные в каноническом корпусе и комментаторской литературе. Учителя и мыслители джайнизма внесли существенный вклад в индийскую философию благодаря всестороннему обоснованию принципа ахимсы, оригинальной трактовке кармы как особого вида материи и эпистемологической концепции «неодносторонности» – анэкантавады. Все это оказалось востребованным в XX в. М. Ганди применил идею ахимсы в области политической деятельности, джайнское понимание кармы вызывает определенный интерес среди ученых-физиков, а «доктрина неодносторонности» привлекает пристальное внимание теоретиков мультикультурализма.

Возникновение джайнизма

Джайнизм возник в Индии в V в. до н.э., в так называемую «осевую» эпоху (термин К. Ясперса), когда на исторической арене появились странствующие аскеты-шраманы, отрицавшие авторитетность ведийского корпуса литературы и содержащееся в нем учение. Шраманы также поставили под сомнение смысл ритуалов и обрядов-жертвоприношений, опирающихся на тексты Вед.

Джайнский канон создавался на основе проповедей основателя джайнизма – Джины Махавиры Вардхаманы (V в. до н.э.), выходца из кшатрийского, т.е. царско-воинского, рода Джнятри. О детстве Махавиры достоверных сведений не сохранилось. До тридцати лет Вардхамана вел жизнь домохозяина, затем после смерти родителей и с разрешения старшего брата Нандивардханы он покинул дом и на протяжении 12-ти лет скитался по Индии, подвергая себя различным лишениям и самоистязанию с целью обретения истины. В течение шести лет он странствовал вместе с другим шраманским учителем, известным адживиком Маскарином Гошалой / Маккхали Госалой. Затем их пути разошлись, и бывшие товарищи по странствиям расстались врагами: каждый из них утверждал, что другой был его учеником, проявившим неблагодарность. Согласно преданию, на десятый день луны месяца вайсакх (май – июнь 557 до н.э.) в местечке Амбхигриям на северном берегу реки Риджупалика Вардхамана достиг всеведения (кеваладжняна) и стал известен как Джина (букв. «Победитель [страстей]») и Махавира (букв. «Великий герой»).

После достижения всеведения Махавира вступил в диспут с одиннадцатью учеными брахманами и победил, в результате чего брахманы стали первыми учениками-ганадхарамиМахавиры, которым он изложил основы джайнской Дхармы (санскр. dharma, букв. «закон, учение, добродетель»). Наиболее известными среди ганадхар были Индрабхути Гаутама и Судхарман. Остальную часть жизни Махавира посвятил проповеди своего учения. Кончина Джины и окончательное освобождение (нирвана) последовало на 72-ом году жизни, согласно джайнской традиции, в г. Пава недалеко от Раджагрихи в 527 до н.э. Кодификация канона джайнизма была осуществлена последователями Махавиры спустя несколько столетий после его смерти, поскольку с течением времени возникла опасность утраты подлинных наставлений последнего из 24-х тиртханкаров (букв. «создатель переправы / брода»), т.е. провозвестников учения джайнизма, которые в каждую мировую эпоху с целью спасения всех живых существ собственными усилиями достигают всеведения и провозглашают Дхарму.

Формирование и развитие философии джайнизма происходило в жесткой полемике как с внешними оппонентами, представлявшими различные шраманские (в первую очередь буддийские) и брахманистские школы индийской философии (вайшешика, санкхья, ньяя, миманса, веданта, йога), так и с внутренними – между сторонниками разных подходов к решению проблем эпистемологии, метафизики и этики. Такая полемика длилась на протяжении нескольких столетий, ее наиболее продуктивный период для философии – III–XVII вв.

Философия джайнизма в целом включает в себя мыслителей двух крупнейших направлений: дигамбарского и шветамбарского. Названия отражают главное различие между их последователями: монахи первого направления придерживаются полной наготы («дигамбара» – букв. «одетый в стороны света») как формы абсолютной не-привязанности (апариграха) к миру, тогда как монашествующие второго направления носят белые одежды («шветамбара» – букв. «одетый в белое»). Скорее всего, деление джайнов на дигамбаров и шветамбаров отражает две изначально существовавшие в джайнизме тенденции, одна из которых представляла собой «образ жизни Джины» (джинакальпа) и была распространена в первую очередь на юге и востоке Индии, а вторая – «образ жизни старейшин» (стхавиракальпа), локализовавшаяся по большей части на северо-западе и в центре Индии. Первоначально различия между последователями двух традиций не принимали форму догматических и доктринальных расхождений, что ясно из того факта, что оба «образа жизни» не исключали друг друга. И хотя нагота рассматривалась как высший идеал (признак Джины), большинство монахов могли носить одежды под давлением обстоятельств, не умаляя идеала религиозной святости. Но с течением времени и под влиянием изменившихся социально-политических условий отношение к одежде и подходы к интерпретации аскезы начали обособляться и абсолютизироваться, и возобладал сектантский подход к решению данного вопроса. К V в. н.э. разделение на более «ортодоксальную» дигамбарскую и менее строгую шветамбарскую ветви джайнизма начинает осознаваться как внутри самой джайнской традиции, так и извне. Основные различия между представителями двух направлений лежат в сфере религиозной практики, трактовки жизни Махавиры и аутентичности корпуса канонических текстов (каждая традиция имеет свой корпус авторитетных сочинений). В области философских построений значимо только расхождение в понимании природы времени: дигамбары относят время к субстанциям, тогда как шветамбары время субстанцией не считают.

Автор: Железнова Н.А.

Подробнее читайте Электронной Философской Энциклопедии