Охота всегда являлась занятием, где успех, прежде всего, зависит от обстоятельств, которые были не подвластны человеку.
Святые Духи покровительствуют животным, защищая их от нерационального истребления, поэтому люди всегда считались с Ними. Таким образом, охота требовала от охотников соблюдения правил поведения и выполнения общеизвестных обрядов, чтобы не разгневать Святых Духов-Покровителей, в распоряжении которых находятся звери.(Красивый обычай у осетин и остальных наследников скифов)
По этой причине каждый, кто собирается на охоту, должен готовиться к ней тщательно. К примеру, надо привести в порядок обувь, кстати, обувались только «æрчьитæ» (плетёная обувь из сыромятной кожи). Заранее складывали ружье, охотничьи снаряжения (нож, порох, куски свинца или дроби (пули), тряпки для зарядки, жир для смазки). Помимо этого, готовили пищу в дорогу, то есть с вечера пеклись три ритуальных пирога с сыром. Мясную еду не брали. (Скифы в Осетии?)
На охоту отправлялись ночью или ранним утром до рассвета, чтобы на пути никто не встретился. По соображениям многих охотников, такая встреча могла навлечь неудачу на охоте. (Скифы в Крыму? Превосходство над другими)
Дойдя до нужного места, охотники делали привал. На этом месте они выбирали караульного, в обязанности которого входило охранять место, где другие охотники оставляли вещи. Караульный на этом месте должен был приготовить кушать. После чего разводился костёр и все рассаживались по обеим сторонам от сторожевого, с учётом того, что с каждых сторон должно было сидеть поровну человек. (Вера наследников скифов)
Возле старшего охотника клали пироги, и все снимали шапки. Среди охотников воцарялась тишина и старший охотник, подняв глаза к небу, начинал возносить молитву Всевышнему, говорить слова благодарности за то, что Большой Бог (осет. Стыр Хуыцау) сотворил, а также просили Творца благословить всех на охоте. (Вы знали, что жертвоприношение имеет гуманный смысл в Осетии?)
Затем молитва посвящалась Святому Духу-Покровителю Афсати, где старший просил Покровителя принять их «бедное, но сделанное от чистого сердца» прошение, а Ему, явившемуся Афсати за подаянием, «послать хоть какого-нибудь невзрачного зверя из всего стада». После того как завершалось прочтение молитв, пироги съедались. Старший брал из костра головешку и клал её под первый близлежащий куст или дерево. Закончив исполнение ритуала, охотники шли на охоту, исполняя песню в честь Святого Духа-Покровителя Афсати. (Магия алан на охоте?)
И этот ритуал имеет очень мудрый смысл. Каждый должен оставаться благодарным за всё, что сотворено Всевышним. К тому же это напоминает каждому человеку, что следует благоговейно относиться к природе, так как Творец контролирует всё. И к тому же находится под охраной Небожителей (Святой Дух-Покровитель Афсати покровительствует зверям, Святой Дух-Покровитель Тутыр – волкам.)
Дойдя до цели, более опытные охотники оставались на месте и делали засаду. Остальные (скъæрджытæ»), которые окружали определённое пространство, издавали крик и шум, выгоняя диких животных к тем, кто находился в засаде.
По словам Шанаева:
Сидеть в засаде у осетин считается более почётным, нежели выгонять дичь, что, по их понятиям, прилично только молодым людям.
Когда молодые ходили в поисках зверей, караульный ожидал их и не прикасался к еде... В следующей статье я напишу о том, что готовилось после возвращения молодых, а пока подписывайся на канал здесь -> СЕ ЧЕЛОВЕК, дальше будет ещё интереснее.
Ещё статьи такие есть:
Барашек в качестве жертвоприношения. Зачем же?
Из чего готовился Святой напиток на кувд (торжество) и кто знал рецепт?
Святое блюдо у осетин. Как готовить?
Аланская сыворотка и масло. Как готовилось?
Как готовили сыр наследники скифов?
Осетинский кефир. Как готовили и готовят на сегодняшний день?