Творческий человек – что приходит вам на ум, когда вы слышите это словосочетание? Не такой, как все, одарённый, талантливый! Давайте разбираться, как работает мозг у таких людей, и можно ли стать креативным, если очень захотеть.
Начнём с азов. Рождаясь, мы получаем большое количество нейронов, но сравнительно маленькое число связей между ними. Однако по мере взросления, приобретения знаний, навыков и умений строятся новые связи, делая нас такими, как мы есть. У млекопитающих, а, значит, и у человека есть удивительная способность развиваться и создавать нейронные связи в течение всей жизни. Органы чувств посылают электрические импульсы в мозг, прокладывая пути, по которым впоследствии побегут другие импульсы.
Привычки, бытовые ритуалы и определённые поведенческие установки – это не что иное, как сформировавшиеся связи между нейронами. Иногда может возникнуть желание или необходимость их заменить или трансформировать. На первый взгляд это не должно быть сложно, ведь старые нейронные связи образовывались без нашего активного участия, начиная со младенческого возраста. Но любые созданные с нуля нервные цепочки очень хрупкие и не стабильные. В то время как старые, куда привычнее мозгу, и он будет вынуждать вас использовать их снова и снова! Попробуйте придерживаться новых привычек хотя бы несколько дней и поймёте насколько это трудная задача.
Учёные исследовали работу мозга людей творческих профессий: писателей, художников, музыкантов, архитекторов и артистов. Для этого они попросили респондентов придумать креативные способы использования нескольких привычных предметов. Мозг каждого участника сканировали с помощью технологии функциональной магнитно-резонансной томографии.
По окончании работы исследователи пришли к выводу, что мозг в процессе креативной деятельности действительно работает иначе: он одновременно взаимодействует с сетями нейронов, которые обычно не работают вместе. У творческих людей задействованы сразу три нейронные сети. Первая отвечает за воображение, идеи и озарения. Вторая помогает осознать эти внезапные мысли. А третья – это своеобразный переключатель между первыми двумя.
Люди с творческим мышлением используют больше височные и теменные доли мозга, а не конкретно левое полушарие мозга, как принято считать. Их ум меньше скован сознанием и внутренним контролем, эдаким тормозом, который экономит энергию и выдаёт стандартные решения вместо того, чтобы генерировать что-то то новое.
Но мыслить нестандартно можно научиться, точнее научить свой мозг действовать иначе. Даже если вы считаете себя недостаточно креативным, это можно исправить.
Начните с необычных заданий и анаграмм. Знаете загадки из книги «Хоббит, или Туда и обратно»? Это то, что нужно! В сети можно найти анаграммы разных уровней, начните с малого, чтобы постепенно решать сложные.
Ежедневно находите необычное использование для привычных предметов. Как использовать верёвку, кирпич или кружку?
Ассоциации и синонимы. Давайте начнём прямо сейчас! Найдите как можно больше синонимов к слову добрый.
При выполнении рабочих вопросов сразу отметайте несколько простых вариантов, которые приходят вам в голову. Как правило, это предсказуемые и обыденные решения. Попробуйте дать себе время и поискать что-то новое.
Ловите внезапные мысли, записывайте даже то, что кажется сначала не совсем подходящим.
Мозг – это гибкая и обучаемая система, а нейроны способны создавать новые связи и развиваться внутри сети. Начните с малого и не сдавайтесь!