Найти тему
Беляков

«По семейным обстоятельствам» – увидеть заново и кое-что обнаружить

Вообще я помнил его неплохо, хотя последний раз смотрел больше тридцати лет назад. Казался милой такой советской комедией, набором забавных сценок, ну и всякие фразочки давно ушли в народ. Вроде «фефекта фикции».

Решил пересмотреть в ходе «тура» по старому нашему кино.

Оказался хороший фильм, то есть я «получил удовольствие и заряд бодрости», как пишут в районных газетах. Вот просто хороший, по-честному.

Актеры все классные – от робкого зятя Стеблова до вздорной свекрови Ханаевой. (Есть гротеск, безусловный перебор в реакциях, мимике, хотя в рамках жанра – вполне. Из всей этой истории сейчас могли бы забабахать целый ситком, и уж там бы кривлялись вовсю.)

Но вот что занятно. В те давние времена меня интересовали лишь шутки, приколы, очень смешил маклер Басов, слегка полоумный. А весь слой отношений – не очень, я был не семейный еще. На самом деле, при всей простоте и некоторой схематичности фильм выстроен очень добротно, всё точно дозированно, местами вполне поднимается до крепкой такой мелодрамы. И в этой амплитуде эмоций – от хаха до почти что слезы – ценность давнего фильма.

К тому же теперь я, человек разведенный дважды, некоторые ситуации хорошо узнавал. Все семьи несчастны и счастливы очень похоже, как ни крути.

Да, самый известный эпизод там – как раз с логопедом Быковым, но именно он для меня не особо смешной, излишне эстрадный. Однако...

-2

Однако здесь лучше наблюдать за Евстигнеевым. Как он давит смех. Где-то читал, будто это пошло не по роли, Евстигнеев не мог сдержаться, глядя на Быкова, который с очень серьезным лицом играл дурака. Стал колоться – в актерской среде так называют ситуации, когда партнер на сцене заставляет другого смеяться в неподходящий момент.

А режиссер Алексей Коренев так все это оставил. И молодец.

Алексей БЕЛЯКОВ