Найти тему

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ? 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Оглавление

Сегодня поговорим о том, как можно самостоятельно проверить готовность ребенка к школе. Для чего это нужно, ведь каждый семилетний ребенок должен идти в школу? Допустим, вашему ребенку в сентябре неполные 7 лет и вы не можете определиться идти вам в школу или нет. Или может быть ему уже 7 лет, но вы считаете, что к школе ребенок не готов. Вы имеете право, оформив соответствующие документы еще 1 год оставить ребенка дома. Хорошо, когда диагностику готовности к школе проводит педагог-психолог, но если нет возможности обратиться к специалисту, попробуйте провести несколько тестов самостоятельно. Проведя диагностику за год до поступления в школу, в 6 лет, вы имеете возможность проработать моменты, в которых ребенок проседает.

1. «Беседы о школе» методика Т.А. Нежновой (модицифицирована автором статьи)

С помощью этого теста оцениваем уровень мотивации и готовность ребенка пойти в школу.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Почему ты хочешь/не хочешь идти в школу?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — прилежный ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть две школы. В одной школе расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В другое школе расписание такое — там каждый

день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к нам домой приехал кто-то из наших друзей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или отличную отметку?».

По ответам ребенка можно оценить его отношение к школе и его готовность принять на себя новую социальную роль ученика.
Ребенок готов: если в его ответах превалирует готовность идти в школу и понимание, зачем туда нужно идти, позитивный настрой по отношению к школе.

2. Продолжи ряд

Тест на образно-логическое мышление, хорошо выполнять этот тест с помощью блоков Деньеша (кубиков)

Стимульный материал
Стимульный материал

3. Тест 4-й лишний

Тест на способность образно - логически мыслить, анализировать информацию

Инструкция для ребенка: «На этой картинке в ряду 4 предмета, один из них лишний, определи какой и объясни почему он является лишним»

Среднее время, за которое ребенок должен справиться с работой около 2 минут. Правильные ответы и четкое объяснение – это идеал, к которому мы стремимся.

Стимульный материал
Стимульный материал

4. Тест Керна-Йирасека

Один из наиболее интересных, с моей точки зрения, тестов, который показывает уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Состоит из трех заданий.

  • Задание 1

«Нарисуй человека как ты умеешь»

ВНИМАНИЕ! Больше никаких инструкций. Недопустимы исправления рисунка, не используем ластик .

Вот примерное распределение качества рисунков по баллам:

Распределение качества рисунков по баллам
Распределение качества рисунков по баллам
  • Задание 2

«Посмотри что здесь написано. Пока ты не умеешь писать, но представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее»

Распределение по качеству выполнения задания:

Примеры ответов с распределением по баллам
Примеры ответов с распределением по баллам
  • Задание 3

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать так же на листочке»

И вот примеры ответов с распределением по баллам:

Варианты ответов с распределением по баллам
Варианты ответов с распределением по баллам

5. Тест "Лесенка"

Стимульный материал для теста
Стимульный материал для теста

Тест на уровень самооценки

Инструкция: показываем ребенку рисунок лесенки и говорим: «Посмотри на лесенку, на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй немного лучше, на третьей и еще лучше. А на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие, умные и добрые мальчики и девочки. На какую ступеньку ты бы себя поставил? Нарисуй себя на этой ступеньке. Затем, предлагаем поставить фигурку куда бы, по его мнению, его поставили значимые взрослые – мама, папа, бабушка и т.д.

- Как ты думаешь, куда бы тебя поставила мама? Почему ты так думаешь?

- А куда бы тебя поставил папа?

Если ребенок сам не ставит себя на верхнюю ступеньку, мы спрашиваем: «А как ты думаешь, кто бы тебя поставил на верхнюю ступеньку?»

А может ли кто-то поставить тебя на нижнюю ступеньку?

Критерии оценки. По моему мнению у детей дошкольного возраста завышенная самооценка – 8-10 ступеньки – это вариант нормы.

Средний уровень: 4-7 ступенька. Это так же вариант нормы.

А вот 1-3 ступенька – самооценка занижена и на это стоит обратить внимание.

Это лишь небольшая часть диагностических тестов, которые проводятся перед поступлением в школу. Проводить их можно с 5,5 до 7 лет. Отдельно, хотела бы отметить, что для проведения теста «Лесенка», который очень явно отражает самоощущение ребенка, его значимость и ценность, нужно иметь честные доверительные отношения с ребенком. Часто дети на вопросы родителей отвечают не так, как они сами считают, а что хотят услышать их родители. Но попробовать стоит.

Если по результатам тестирования или проведению у вас возникли вопросы. Пишите в комментариях.