Сегодня поговорим о том, как можно самостоятельно проверить готовность ребенка к школе. Для чего это нужно, ведь каждый семилетний ребенок должен идти в школу? Допустим, вашему ребенку в сентябре неполные 7 лет и вы не можете определиться идти вам в школу или нет. Или может быть ему уже 7 лет, но вы считаете, что к школе ребенок не готов. Вы имеете право, оформив соответствующие документы еще 1 год оставить ребенка дома. Хорошо, когда диагностику готовности к школе проводит педагог-психолог, но если нет возможности обратиться к специалисту, попробуйте провести несколько тестов самостоятельно. Проведя диагностику за год до поступления в школу, в 6 лет, вы имеете возможность проработать моменты, в которых ребенок проседает.
1. «Беседы о школе» методика Т.А. Нежновой (модицифицирована автором статьи)
С помощью этого теста оцениваем уровень мотивации и готовность ребенка пойти в школу.
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Почему ты хочешь/не хочешь идти в школу?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — прилежный ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
5. Представь, что есть две школы. В одной школе расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В другое школе расписание такое — там каждый
день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что к нам домой приехал кто-то из наших друзей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или отличную отметку?».
По ответам ребенка можно оценить его отношение к школе и его готовность принять на себя новую социальную роль ученика.
Ребенок готов: если в его ответах превалирует готовность идти в школу и понимание, зачем туда нужно идти, позитивный настрой по отношению к школе.
2. Продолжи ряд
Тест на образно-логическое мышление, хорошо выполнять этот тест с помощью блоков Деньеша (кубиков)
3. Тест 4-й лишний
Тест на способность образно - логически мыслить, анализировать информацию
Инструкция для ребенка: «На этой картинке в ряду 4 предмета, один из них лишний, определи какой и объясни почему он является лишним»
Среднее время, за которое ребенок должен справиться с работой около 2 минут. Правильные ответы и четкое объяснение – это идеал, к которому мы стремимся.
4. Тест Керна-Йирасека
Один из наиболее интересных, с моей точки зрения, тестов, который показывает уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Состоит из трех заданий.
- Задание 1
«Нарисуй человека как ты умеешь»
ВНИМАНИЕ! Больше никаких инструкций. Недопустимы исправления рисунка, не используем ластик .
Вот примерное распределение качества рисунков по баллам:
- Задание 2
«Посмотри что здесь написано. Пока ты не умеешь писать, но представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее»
Распределение по качеству выполнения задания:
- Задание 3
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать так же на листочке»
И вот примеры ответов с распределением по баллам:
5. Тест "Лесенка"
Тест на уровень самооценки
Инструкция: показываем ребенку рисунок лесенки и говорим: «Посмотри на лесенку, на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй немного лучше, на третьей и еще лучше. А на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие, умные и добрые мальчики и девочки. На какую ступеньку ты бы себя поставил? Нарисуй себя на этой ступеньке. Затем, предлагаем поставить фигурку куда бы, по его мнению, его поставили значимые взрослые – мама, папа, бабушка и т.д.
- Как ты думаешь, куда бы тебя поставила мама? Почему ты так думаешь?
- А куда бы тебя поставил папа?
Если ребенок сам не ставит себя на верхнюю ступеньку, мы спрашиваем: «А как ты думаешь, кто бы тебя поставил на верхнюю ступеньку?»
А может ли кто-то поставить тебя на нижнюю ступеньку?
Критерии оценки. По моему мнению у детей дошкольного возраста завышенная самооценка – 8-10 ступеньки – это вариант нормы.
Средний уровень: 4-7 ступенька. Это так же вариант нормы.
А вот 1-3 ступенька – самооценка занижена и на это стоит обратить внимание.
Это лишь небольшая часть диагностических тестов, которые проводятся перед поступлением в школу. Проводить их можно с 5,5 до 7 лет. Отдельно, хотела бы отметить, что для проведения теста «Лесенка», который очень явно отражает самоощущение ребенка, его значимость и ценность, нужно иметь честные доверительные отношения с ребенком. Часто дети на вопросы родителей отвечают не так, как они сами считают, а что хотят услышать их родители. Но попробовать стоит.
Если по результатам тестирования или проведению у вас возникли вопросы. Пишите в комментариях.