Не только дефектологи, логопеды и детские психологи замечают у детей тенденцию к поздней речи. Сами родители также отмечают, что довольно часто дети 2,5-3,5 лет еще не имеют связной речи, лепечут, коверкают слова. В чем причина этого явления? Давайте разбираться!
Причины этого явления делятся на внутренние и внешние. Внутренние связаны с особенностями развития ребенка, состоянием его здоровья, а внешние с тем, в какой обстановке он развивается и растет.
Внутренние причины поздней речи
Перечислим несколько внутренних факторов проблем с речью.
1. Нарушения слуха
У детей с частичным или полным нарушением слуха проблемы с восприятием и воспроизведением речи. Слух может ухудшиться после частых отитов, тяжелых инфекции или вследствие родовой травмы. Если малыш реагирует только на громкие звуки – это повод для посещения отоларинголога и проверки его слуха.
2. Генетическая предрасположенность
В семьях, где тенденция к поздней речи отмечалась у прошлых поколений, с большой долей вероятности она будет наблюдаться и у потомков. Это повод для обращения к специалистам, ведь наследственные патологии в последующих поколениях могут проявляться намного сильнее.
3. Врожденные или приобретенные аномалии центральной нервной системы.
Недоразвитие центров мозга, отвечающих за речь и ее восприятие вызывает алалию и другие серьезные патологии.
4. Травмы во время родов, осложненная беременность
Резус-конфликт, менингит, энцефалит, вредные привычки, долгий токсикоз, угроза выкидыша – распространенные причины проблем с речью.
5. Патологии органов речи
Слабость челюстно-лицевых мышц, нарушения артикуляции, короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление неба – проблемы, замедляющие речевое развитие малыша.
6. Задержки умственного развития
Аутический синдром, синдром Дауна и другие тяжелые заболевания и нарушения развития психики выражаются в проблемах с речью.
Внешние факторы поздней речи у детей
Помимо внутренних проблем бывают внешние факторы, мешающие здоровому развитию ребенка.
1. Старшие братья/сестры или родители, которые отлично его понимают
У ребенка нет мотивации стараться говорить лучше, поскольку его просьбы и фразы хорошо понимают окружающие.
2. Билингвизм
В двуязычных семьях дети не всегда успевают переключаться с одного языка на другой, путают слова и понятия. У них нередки проблемы с освоением письменной речи.
3. Увлечение телевизором, видео в интернете, играми в телефоне и другими гаджетами
Пассивное наблюдение за происходящим на экране замедляет интеллектуальное развитие ребенка, не стимулирует речевые процессы, ведет к отставанию малыша.
4. Напряженная обстановка в семье
Крики, скандалы пугают ребенка, заставляют его больше молчать, казаться незаметным, либо наоборот, чересчур капризным, нервным, привлекать к себе внимание окружающих.
5. Педагогическая запущенность
Если с ребенком не говорят, не читают книг вслух, не рассматривают картинки, не занимаются, развитие речи происходит медленно.
6. Гиперопека
Родительские «действия на опережение», когда малыш показал на предмет и ему его тут же подали, не стимулируют развитие речи.
Специалисты проекта «Нейротрамплин» сталкиваются и с внутренними и внешними факторами, нарушающими развитие речи у детей, и знают, как справляться с их последствиями.
#особенные дети #особенный ребенок #задержка речевого развития #нейрореабилитация #задержка развития речи #нарушение речевого развития