Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины /49. "Кугуар" - разбить об мост и списать...

Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. Без обвинений, без "охоты на ведьм" и субъективизма. Рассмотрели этап зарождения подводного плавания в русском флоте, на очереди - этап его становления в РККФ.

Когда подводной лодке наносятся повреждения в результате воздействия противника это "обидно", как и то, когда гибель или повреждение связаны с неумелыми действиями экипажа. Но гораздо хуже, когда урон наносят обеспечивающие службы из -а своего не профессионализма.

Балтийская подводная лодка «Кугуар» (тип «Барс») была одной из самых современных подводных лодок русского флота, она вступила в строй 22 декабря 1916 года, в самый разгар Первой мировой войны, и в годы войны успела совершить один боевой поход, но в торпедные атаки не выходила. Революционные события в стране "приковали" "Кугуар" к стенки и плавбазе в Ревеле почти на год. Экипаж «Кугуара» активно участвовал в событиях Февральской и Октябрьской революций. В феврале 1918 года совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс, из которого 9-16 апреля в тяжелых ледовых условиях шхерами Финского залива перешла в Кронштадт в ходе так называемого "Ледового похода Балтийского флота". Подводная лодка шла на буксире плавбазы «Тосно».

Подводная лодка "Кугуар" в 1917 году
Подводная лодка "Кугуар" в 1917 году

Последствия перехода не могли на отразиться на субмарине, «Кугуару» потребовался ремонт дизелей и после перехода, при переформировании 31 мая дивизии подводных лодок Балтийского флота, «Кугуар» включили в резервный дивизион, где по этой причине было собрано ещё 10 подводных лодок.

В течение лета ремонт так и не был завершен, а осенью появилась идея отправить «Кугуар» и ещё несколько лодок на Каспийское море. На Каспий действительно перевезли четыре лодки, о некоторых мы уже рассказывали на нашем канале в данном разделе. Их грузили на баржи и доводил до места назначения по внутренним водным путям. Однако, «Кугуара» среди них не было, и в строй боеготовых субмарин он больше не вернулся. Со слов известного русского подводника И. А. Быховского, известно еще об одной проблеме, с которой столкнулся «Кугуар».

Плавбаза подводных лодок "Тосно" ("Смольный")
Плавбаза подводных лодок "Тосно" ("Смольный")
«Одну баржу с погруженным на ней «Кугуаром» пытались протащить под не разведённым Николаевскими мостом…, но вмешался случай и непрофессионализм новых работников порта, пришедших на смену разбежавшимся. Лодку разбили о своды моста и уже не восстанавливали. По свидетельству начальства Петроградского порта, пор­товая и буксирная службы в то время оставляли желать лучшего, мосты через Неву не разводились из-за отсутствия специалистов. Впоследствии вполне исправную до той поры субмарину (оставалось только собрать перебранные дизеля) вывели из состава действующих. В 1922 г., ни дня не проплавав (очевидно имеется в виду в составе советского флота), лишь простояв в бесконечном ремонте, она угодила на слом» .
Благовещенский (бывший Николаевский) мост в Санкт-Петербурге
Благовещенский (бывший Николаевский) мост в Санкт-Петербурге

Действительно, в течение следующие двух лет «Кугуар» под видимостью ремонта переводили от стенки одного Петербургского судостроительного завода к другому, где он, вмёрзнув в лёд, и зимовал. Есть данные, что в 1920 году "Кугуар" входил в 3-й дивизион (резервный), вместе с ПЛ “Вепрь” и “Угорь”; подводные лодки 3-го дивизиона находились в консервации и стояли в Неве. На зиму 1921 года «Кугуар» увели в Кронштадт. Летом следующего года лодку вывели из боевого состава.

Вот такой "прерванный полет". (

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советсвого подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.