("Последняя жертва", The Last Victim, 2021, США)
Говорят, будто создатель "Последней жертвы" Нэвин Чатаппурам вынашивал идею этого своего дебютного фильма аж 15 лет. То есть, видимо, с того дня, как он посмотрел "Старикам тут не место" братьев Коэнов, на которых Нэвин явно пытается равняться. Нет, не банальной перепевкой сюжета, разумеется, а лишь формой его подачи. Помноженной на дух американской глубинки с её специфическим криминалом.
Загвоздка в том, что Чатаппурам, это и близко не Коэны. И даже не один Коэн, если на то пошло. И все типа-стильные экзерсисы Нэвина - по сути выстрел в молоко; бестолковые финтифлюшки на теле, в общем-то, добротного выживай-триллера. Ибо там, где у Коэнов сплетался из всех драматических компонентов гармоничный ковер сюжета, у Чатаппурама ничего подобного не происходит. Отчего его "Последняя жертва" напоминает циркового артиста с красным клоунским носом, который жонглирует цветными шариками и при этом всерьез читает нам монолог Андрея Болконского из "Войны и мира".
Глупая эклектика, двумя словами.
Вот и Нэвин обожает тягучие сцены и неуместные поэтические монологи. Причем смысл вторых не относится к сюжету о том, как бандиты гонялись по горам за шустрой дамочкой Сьюзен (Эли Лартер), свидетельницей их преступления. А кое-кто из уголовников был горазд удариться в многословную философию, даже держа жертву на мушке револьвера. Даже после того, как гонялся за ней три дня кряду с целью укокошить.
Про старенького и усталого патрульного копа (Рон Перлман), подозрительно напоминающего героя Томми Ли Джонса из "Стариков", и не говорю.
Он брюзжит закадровым голосом "о том, о сём и ни о чем конкретно" едва ли не после каждой сцены. Хотя в сюжете этот персонаж почти не задействован, а его линия пересекается с основной лишь в развязке. Да и то фактически случайно: типа приехал кое-куда и - опа! - сразу нашел кого надо. Прямо как в той комедии:
- Блин, но как мы с тобой найдет Реджи в Исландии?
- Черт его знает... А, да вон же он идет!
"Война против всех", 2016.
На саму очаровашку Сьюзен тоже зачем-то навесили лишнего сюжетного балласта. А именно: сделали ее антропологом и наградили обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) - психическим заболеванием, от которого так просто не отмахнешься. И как это влияет на ее поведение во время ее злоключений?
Да никак.
Иногда она пишет сама себе на бумажке или где-то еще порядок своих дальнейших действий. Потом их придерживается. Удачно, либо неудачно - как повезет. И всё. То есть Сьюзен могла бы быть совершенно здоровой и говорить себе "А пойду-ка я сделаю то-то и то-то" - что при этом изменилось бы?
Абсолютно ничего.
А как ей помогла выжить ее профессия?
Никак. Она могла быть кем угодно, от уборщицы до первой леди США - и точно так же бегать по горам, играя в прятки с уголовниками и порой контратакуя их исподтишка.
Или, может, Сьюзен мимоходом их изучала - с антропологической точки зрения? Допустим. Только опять же - изучала, и что дальше? К чему это в итоге привело и как на нее повлияло?
Ни к чему и никак.
Ну и результат всего этого - бессмысленно-маразматичный, словно тексты Кая Метова, финал. Тоже типа "как у Коэнов, только с одним большим "НО".
Спойлерить не буду, лишь замечу, что Коэны подводили смысл "Стариков" именно к такому финалу на протяжении ВСЕГО своего фильма. Нэвин же сводит всё к тупейшему наигранному диалогу с бухты-барахты. Примерно такому:
- Привет! Я пришел сказать тебе, как я страдаю и как меня всё достало!
- Ой-ой-ой, тоже мне, страдалец! А я вот страдаю больше тебя, прикинь!
- Нет, не ты! Я! Я!
- Ладно - ты. И тебе придется отныне с этим жить... Ну чо, побухаем?
Короче, да - не Коэны. И близко не.
Сам сюжет...
По-моему, я уже достаточно наговорил о нем вскользь, так что просто завершу мысль. Безо всех попыток Чатаппурама городить огороды и примазываться к оскароносной классике, перед нами - всего лишь незамысловатый триллер. О том, как супружеская пара приехала в один заповедник отдохнуть, а там как раз деревенская банда закапывала втихаря несколько трупов. Что, разумеется, стало для всех большой ошибкой. Последствия которой и туристы, и бандиты будут расхлебывать весь оставшийся фильм, бегая зигзагами по живописным горам. На злобу себе и на радость всем зрителям.
Ну или смотря кто из вас как порадуется при виде их беготни.
***
В общем, если вы заядлый любитель триллеров и вам уже невмоготу без очередных разборок интеллигентных горожан с кровожадными провинциалами - что ж, смело включайте "Последнюю жертву" и утоляйте свою жажду. Потому что в техническом плане картина снята добротно и актеры в ней подобраны неплохие.
Во всех же остальных случаях фильм Нэвина Чатаппурама вызовет у вас массу вопросов. И главный из них: зачем было переусложнять стилистическими и прочими наворотами заведомо простенькую историю, если без них она смотрелась бы намного лучше и интереснее? Особенно, если твоя фамилия не Коэн и у тебя нет столь же талантливого брата-соавтора.