Найти тему
Задача выжить

Спорные корабли возвращаются – в состав флота принят четвёртый представитель проекта 22160.

Оглавление

Одним из самых горячо обсуждаемых и не всегда любимых представителей флота у нас являются патрульные корабли проекта 22160. Причин, по которым им частенько достаётся от критиков, найдётся достаточно – где-то они имеют под собой почву, где-то нет. Тем не менее, после долгой паузы патрульные корветы возвращаются. В чём их особенности и почему эти корабли не так плохи, как считается, мы сейчас и расскажем.

Источник: Минобороны России. В кадре "Василий Быков" - головной корабль серии. Построен по технологии "Стелс" и является одним из самых малозаметных представителей флота.
Источник: Минобороны России. В кадре "Василий Быков" - головной корабль серии. Построен по технологии "Стелс" и является одним из самых малозаметных представителей флота.

Приветствую на канале!

Буквально несколько дней назад в состав ЧФ после длительного перерыва вошёл четвертый по счёту представитель проекта 22160 «Сергей Котов», что, собственно, и подлило масла в огонь – вновь начались споры касательно якобы бесполезности этих представителей флота как боевых единиц, но обо всём по порядку. Проект 22160 – это наша отечественная вариация на тему OPV, или же по-русски морской патрульный корабль. На данный момент этот класс становится довольно популярен во всём мире, так как преимуществ несёт в себе довольно много, хотя крутятся они вокруг стоимости – это дешёвые боевые единицы, пригодные дня решения задач в мирное время без серьёзных затрат. Их наличие позволяет нарастить количественный состав флота, и не гонять крупные и дорогие фрегаты/эсминцы/крейсера для решения нехарактерных для них задач, сохраняя ресурс. Речь здесь о различных мирных миссиях, длительном патрулировании, пресечение пиратской деятельности, высадка малых групп десанта и всё в этом духе. Зачастую вопрос цены решается сознательным отказом от мощного ударного и зенитного вооружения, которое при таких задачах банально не нужно – не лупить же «Калибром» по пиратской лодке? Да и для высадки десанта это излишки. Вот и наш 22160 целиком и полностью олицетворяет всю суть OPV – относительно недорогой, мало вооружения, высокая автономность.

Источник: АкБарс. В кадре структура помещений проекта 22160, где красным цветом выделены те или иные вооружения.
Источник: АкБарс. В кадре структура помещений проекта 22160, где красным цветом выделены те или иные вооружения.

Критикуют же его за отсутствие «Калибров» и «Редутов», сознательно упуская множество нюансов, и речь здесь даже не о том, что корабль не предназначен для ведения боевых действий против КУГ или АУГ противника. Или предназначен? Начнём с того, что на проекте изначально зарезервировано место под вышеперечисленные системы – согласно заявлению проектировщика (Северное ПКБ), их можно установить в ходе обычного ремонта – никаких затруднений возникнуть не должно, правда цена тому комфорт экипажа и снижение автономности. Второй по списку зарезервированной возможностью является наличие специального ангара под установку так называемых модулей с ракетным вооружением. Известно, что сейчас в разработке контейнерный «Панцирь» и «Редут», а в «железе», так сказать, уже имеются ударные варианты под «Калибры» различного назначения. На проекте 22160 можно уместить до 8 тяжёлых ракет 3М-14 или 16 более лёгких Х-35У, которые в свете недавней модернизации фактически обрели вторую жизнь.

И здесь начинается самое интересное – основная масса критики заключается в том, что якобы таких систем нет, потому что их не показывают общественности и не докладывают об их испытаниях. Честно говоря, логика железобетонная, но что имеем по факту? В конце 2020 года головной корабль проекта проходил на Севере испытания таких вот систем, правда о них не рассказывают ввиду специфики контейнерных вооружений и сейчас объясним почему.

Источник: bastion-karpenko.ru. В кадре пример того, как будет выглядеть работа многофункционального ангара под модульное вооружение.
Источник: bastion-karpenko.ru. В кадре пример того, как будет выглядеть работа многофункционального ангара под модульное вооружение.

Размещение ракеты в модуле или контейнере – далеко не новинка, поэтому риски её давно и хорошо известны. Существует такая вещь, как баланс сил и, если он смещается, возникают самые разные угрозы, вплоть до скатывания в гонку вооружений. Всем хорошо известно, что дальнобойное высокоточное вооружение по типу «Калибров» или «Томагавков» нынче является так называемым нестратегическим средством сдерживания, или вторым после ядерного по своей силе. Летят они далеко, попадают точно, а перехватить крайне трудно. А теперь представьте, как отреагируют наши противники, если мы на весь мир начнём трубить о принятии на вооружение таких вот ударных модулей, которые, по факту, можно ставить не только на корабли, а куда угодно – аналогичные системы моментально появятся у нас под боком как их элемент сдерживания, для удержания баланса или как повод подвинуть своё оружие поближе к нам, не важно. И вот вопрос – а стоит ли оно того? Может лучше по-тихой? Вообще это довольно острая тема, решать которую уж точно не общественности - когда-то все думали, что и «Калибры» на 300 км летят, а про Х-101 узнали только во время её первого боевого применения. Наверняка контейнерное вооружение у нас уже имеется, но не афишируется – технических проблем в их создании уж точно не наблюдается, а экспортный вариант Россия продвигала ещё в 2011 году. Тогда же проводили бросковые испытания. Да, неполноценные, но проблемы в установке боевой ракеты вместо макета нет.

Источник: topwar.ru. В кадре модель проекта 22160, но с усиленным вооружением. В носовой части размещена ВПУ, под зенитный ракетный комплекс "Штиль" или "Редут". Также, что примечательно, на борту базируется Ка-52К/М.
Источник: topwar.ru. В кадре модель проекта 22160, но с усиленным вооружением. В носовой части размещена ВПУ, под зенитный ракетный комплекс "Штиль" или "Редут". Также, что примечательно, на борту базируется Ка-52К/М.

И последнее, что хотелось бы отметить, так это стоимость корабля. В сети часто звучат доводы, мол слишком он дорогой – аж 5 млрд рублей. Однако если взглянуть на другие цифры, становится всё предельно ясно. Цена проекта 20380 – почти 20 млрд, проекта 22350 – более 30. Сравнивая же с американскими проектами, то тут вообще смех – в переводе на наши рубли их ближайший аналог и недавно обсуждаемый Freedom, более 60 млрд рублей, или в 12-13 раз дороже.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас почти 44 000. Спасибо каждому!