Найти тему
Абзац

Журналист из Латвии о сносе памятника Освободителям в Риге: «Вложены колоссальные деньги в пропаганду этого раскола»

Вторую неделю Латвия борется с памятником Освободителям в Риге. Это монумент Победы, посвящённый советским воинам-защитникам. 13 мая Рижская дума приняла решение начать подготовку к сносу монумента. До этого латвийский сейм приостановил действие двустороннего договора с Россией о памятниках советского периода. Это развязало руки властям Латвии.

Фото: ТАСС / Таисия Воронцова
Фото: ТАСС / Таисия Воронцова

«Абзац» поговорил с журналистом и документалистом из Латвии Андреем Татарчуком о войне, объявленной политиками, против советских памятников.

– Что сейчас происходит в Латвии на фоне новостей о демонтаже памятника Освободителям в Риге? Есть ли угрозы другим подобным монументам?

– К сожалению, в Латвии ситуация пошла по пути эскалации. Общественного диалога за все эти дни не возникло. Конфронтация усиливается, а общество раскалывается. Вчера я был в Межапарке, где находится памятник бойцам первого Прибалтийского фронта, которые освобождали Ригу от нацистов. Там болгаркой выпилили надпись на памятнике. У нас снесено уже около 10 памятников. Причём, что характерно, сносятся без какой-то этнической привязки. Сносятся и латышские памятники, и русские памятники, и памятники, связанные с судьбой 130-го Латышского стрелкового корпуса, которого как будто бы в Латвии вообще не было.

Довольно обидно всё, что здесь происходит. И главное, что это открывает какие-то новые дорожные карты, в том числе для Евросоюза. Думаю, что в Латвии ещё долго будут вестись разговоры о памятниках, которые для них являются символами оккупации, и их будут сносить. Интересно, что 60% жилого фонда Латвии построено в советское время. Построены три гидроэлектростанции. Всё связанное с инфраструктурой, с портами, железными дорогами, которые сейчас не работают, имеет отношение к оккупации, если называть это их словами.

– По вашему мнению, с чем связана война, объявленная латвийскими властями, памяти и памятникам?

– Всё это связано, конечно, с выборами [1 октября 2022 г. в Латвии пройдут парламентские выборы – прим.]. И Латвия начала подготовку к ним таким образом. Задолго до 9 мая, например, напротив посольства России устанавливали такие демократические щиты, где каждый мог высказаться. Такой листик, знаете, с номерами телефонов, только там нарисован российский солдат и написано «оторви ногу сепару». Напротив посольства висел скелет с надписью, что это президент России. И всё это выдавалось за знаки демократии.

9 или 10 мая, уже и не помню, к памятнику Освободителям пришла женщина с флагом «Правого сектора» (признан в РФ террористическим, запрещён). Потом был митинг в Риге, и пришёл человек с гербом батальона «Азов» (против его бойцов в РФ возбуждено уголовное дело). Но батальон «Азов», на секундочку, международным сообществом, Минюстом США, американским конгрессом признан террористическим. Нет, он в Риге был и он не был задержан, он стоял и улыбался. А людей 9 мая задерживали за портрет деда. Весь этот хайп с памятником связан только с политикой. Ни с народом, ни с Украиной, ни с так называемой агрессией России, ни с памятью жертв. Вложены колоссальные деньги в пропаганду этого раскола.

То, что творится в политике, это просто ужасно. Больше недели мы живём в каком-то сюрреалистическом, нео-демократическом, праворадикальном мире. Памятник – это такой общественный триггер, который пропаганда сейчас очень сильно раскручивает.

Фото: ТАСС / Евгений Антонов
Фото: ТАСС / Евгений Антонов

– Есть ли в Латвии силы, к которым власти могут прислушиваться в вопросе дальнейшей судьбы памятника Освободителям?

– Это голос вопиющего в пустыне. В Латвии есть оппозиционная партия «Согласие». Они называют себя социал-демократами. Вот они неожиданно высказались в защиту этого памятника, но тоже с оговорками, что осуждают российскую агрессию. «Согласие» сказало сейчас, что эта ситуация с памятником ведёт к расколу общества, разжиганию ненависти, ксенофобии, всего того, чего в Латвии не должно быть. Я допускаю, что голос оппозиционной партии в защиту памятника – их предвыборная кампания.

– К чему может привести демонтаж памятника Освободителям в Риге?

– Снос памятника станет причиной роста ксенофобии. Люди, связывающие памятник не с политикой, а с памятью о своих предках, с разгромом гитлеровского нацизма, воспримут снос как попытку переписать мировую историю. В таком случае, конечно, в Латвии будет назревать раскол. Я очень надеюсь, что демократии Латвии этот раскол в обществе не нужен. Но, может быть, стратегическим аналитикам необходимо, чтобы война пришла в Латвию?

Ещё раз подчеркну, безусловно, история с памятником к выборам нужна. Это, знаете, такой козырь в руках политиков. Они же в том числе отвлекают население от непростой социальной обстановки в стране. Минимальная зарплата в Латвии – 500 евро, это в три раза меньше, чем во Франции. Средняя зарплата в четыре раза меньше, чем во Франции. Газ и электроэнергия из-за действий политиков подорожали в четыре раза. У нас на самом деле сложная экономическая ситуация.

Я надеюсь, что Латвия образумится. Ведь если наши люди вставали на колени за права Black Lives Matter, если в Латвии правители очень долго говорили о терпимости, значит, этой стране нужна терпимость. Но терпимость не может быть к отдельным группам. Одновременно не может существовать нетерпимость, ксенофобия к 40% населения, которые считают, что нацизм – это худшее, что было в Европе, и которые гордятся своими предками.