Найти тему
СофтБаланс

Безболезненный перенос данных при реализации проектов автоматизации на 1С

Оглавление

Один из ключевых этапов автоматизации и запуска новой системы – перенос данных из "старых" систем. Можно выделить несколько основных способов переноса данных, они представлены на схеме.

Способы переноса данных
Способы переноса данных

Чаще всего опираются на типовые или доработанные правила автоматического переноса данных, но в большинстве случаев типовые правила не отвечают специфике бизнеса, а доработка правил может не дать результат в необходимый срок.

По каким причинам автоматический перенос может не оправдать ожидания?

  • Сложная информационная среда: использование различных систем в интересах бизнеса – «зоопарк систем».
  • Стихийный перенос данных «по потребности»: выявление потребностей в ходе эксплуатации.
  • Отсутствие или недостаточность методологической проработки этапа: какие данные и откуда перенести.
  • Существенная погрешность между плановыми сроками реализации этапа и требуемыми на самом деле.

Решение проблемы – проработка и построение полноценной модели переноса данных. Она включает следующие этапы:

1. Установка срока запуска новой системы.

2. Проработка структуры данных к переносу.

3. Оценка требуемой полноты переноса данных и их объема.

4. Определение последовательности заполнения системы.

5. Выбор способа и источника переноса данных для каждого объекта системы.

6. Определение метода сверки данных после переноса.

7. Составление плана со сроками исполнения и ответственными.

8. Составление перечня организационных мероприятий по подготовке к переносу.

Рассмотрим каждый этап переноса данных подробнее.

1. Установка срока запуска «новой» системы

Существенное влияние на объем и выбор способа переноса данных оказывает определение даты запуска работы в новой системе. Практика показывает, что предпочтительным является запуск работы в новой системе с начала календарного года, так как:

  • В оперативном контуре к концу года происходит максимальное закрытие заказов - это приводит к сокращению объема данных к переносу.
  • Возможно проведение полноценной инвентаризации товарных остатков и взаиморасчетов без ущерба оперативной деятельности.
  • Происходит снижение уровня НЗП
  • В случае ведения регламентированного учета в единой базе не требуется сопоставимость данных по закрытию периодов «внутри года» ввиду отличающихся механизмов расчета себестоимости, ведения взаиморасчетов и так далее.

На данном этапе с заказчиком необходимо согласовать:

  • дату запуска новой системы;
  • период, за который будут переносится исторические данные
  • установить сроки проведения работ по переносу данных.

2. Проработка структуры данных к переносу

При разработке методологии переноса данных следует комплексно понимать задачи, которые стоят перед конкретной системой.

При проработке целевой структуры данных следует четко понимать, какие данные в каком виде учета должны найти свое отражение: в оперативном, регламентированном, международном, управленческом.

Итог работы на данном этапе – сводная таблица, отражающая прототип структуры данных к наполнению в новой системе.

Таблица по итогам проработки структуры данных к переносу
Таблица по итогам проработки структуры данных к переносу

3. Оценка требуемой полноты переноса данных и их объема

Направления работы на этапе оценки полноты переноса данных
Направления работы на этапе оценки полноты переноса данных

Данный этап предполагает работу в четырех направлениях:

  1. Составление и утверждение полного списка начальных настроек системы
  2. Определение полного перечня справочников для корректной работоспособности новой базы
  3. Определение полноты переноса остатков

Глубина переноса данных рассматривается в зависимости от потребностей бизнеса. Например, для переноса данных по задолженности поставщикам может быть два подхода:

  • Перенос взаиморасчетов в соответствии с типовой логикой – документами "Ввод начальных остатков задолженности перед поставщиками" + указание расчетного документа (объект расчета).
  • Перенос первичных документов в новую систему с учетом всех оперативных движений в исторической системе. Такой подход может быть реализован, когда предприятию необходимы данные о деятельности в предыдущих периодах.

Выбор подхода напрямую влияет на дальнейшее определение способа и методологии переноса остатков, в том числе собственных товаров на складах, взаиморасчетов, отражение на счетах регламентированного учета.

4. Оценка объема справочников и количества их элементов; документов (закрытых и незакрытых); записей в документах ввода начальных остатков.

Например, для оценки количества записей в документе ввода начальных остатков собственных товаров можно использовать либо отчеты оперативного контура остатков на складах, если не стоит задача сверки по стоимости, либо оборотно-сальдовую ведомость по счетам учета ТМЦ.

Итогом должна стать заполненная модель-схема с описанием по каждому разделу переносимых документов, данных и их объема.

-5
-6

4. Определение последовательности заполнения системы

Вне зависимости от выбранного способа и полноты данных к переносу, следует соблюдать очередность наполнения системы данными. Общий подход к последовательности наполнения базы данными следующий:

Последовательность наполнения базы данными
Последовательность наполнения базы данными

Определение последовательности необходимо для построения календарного плана переноса данных, а также выявления ключевых позиций, на которых может быть завязана работа смежных исполнителей.

Итог работы на данном этапе – утверждение модель-схемы последовательности переноса остатков.

-8
-9

5. Выбор способа переноса и источника данных для каждого объекта системы

Напомним существующие способы переноса данных:

  • Автоматический перенос данных типовыми или доработанными правилами
  • Наполнение системы данными с помощью типовых документов (ручной ввод)
  • Комбинированный перенос данных (частично правилами, частично ручное заполнение)

Источниками данных выступают:

  • Историческая база
  • Внешний файл
  • Прочие СУБД

В больших проектах миграции могут быть определены несколько способов и источников для переноса данных. Например, при переносе ТМЦ в разрезе складов, для одного склада может быть использован автоматический перенос остатков типовыми правилами, а для другого склада – ручное заполнение или загрузка из внешнего файла.

В результате таблица с моделью переноса заполняется в разрезе способа и источника для каждого объекта системы. Такой подход позволяет на следующем этапе детально запланировать и контролировать ход переноса данных.

-10

-11

6. Определение метода сверки данных после переноса

Очень важно согласовать с заказчиком метод сверки данных после переноса. Приведем примеры методов сверки:

-12

Определение и утверждение метода сверки позволит достичь наиболее качественного переноса данных и внесет ясность для всех участников процесса. Итогом отражается в таблице, пример приведен ниже.

-13

7. Составление плана со сроками исполнения и ответственными

На седьмом этапе определяется рабочая группа и закрепляются ответственные со сроками исполнения и датами сверки. По итогу этапа составляется детальный план переноса данных с распределением загрузки трудовых ресурсов.

-14
-15

8. Составление перечня организационных мероприятий по подготовке к переносу

Итак, на последнем этапе нужно:

1. Подготовить данные к переносу, а именно:

  • Подготовить шаблоны и описания правил загрузки
  • Проверить корректность базы источника на предмет остатков на складах, взаиморасчетов с клиентами и поставщиками, взаиморасчетов с сотрудниками и так далее

2. Определить даты запрета движения остатков на время переноса

3. Подготовить план итерации загрузки и мероприятий в случае сбоя переноса (обеспечить резервное копирование базы после каждой итерации переноса)

Инвентаризация на складах, раннее закрытие базы, инвентаризация взаиморасчетов и прочее – это те мероприятия, которые обязательно необходимо запланировать и учесть на этапе переноса остатков. Даты проведения данных мероприятий должны быть синхронизированы с общим планом переноса данных.

Выводы

Описанный нами подход отвечает критериям управления этапом проекта с точки зрения целостности и комплексности. Он требует трудозатрат, но при этом позволяет:

  • Получить гарантированно качественный результат переноса данных вне зависимости от выбранного способа переноса.
  • Оптимизировать и контролировать ход выполнения проекта.