Глава 2.2 статьи "Танковые бои к востоку от Харькова. Май 1942 г."
Пока 124-я и 226-я стрелковые дивизии 38-й армии, усиленные 36-й и 133-й танковыми бригадами, успешно громили правофланговые части немецкой 294-й пехотной дивизии, ее левый фланг подвергся такому же разгрому со стороны частей 28-й армии. Слева здесь действовала 13-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленная 90-й танковой бригадой, а справа – 244-я стрелковая дивизия, усиленная 57-й танковой бригадой. Обе дивизии должны были нанести на узком участке фронта концентрический удар на деревни Купьеваха и Драгуновка, превращенные немцами в опорные пункты. Далее предстояло преодолеть речку Бабка с расположенными на ней населенными пунктами Перемога, Красный, Рязановка, Рогачевка. Мартыновка, Гордиенко, после чего атаковать далее в западном направлении.
Для 244-й стрелковой дивизии данная наступательная операция становилась боевым крещением, а сама дивизия вынуждена была наступать в незнакомой для нее местности, т.к. только в ночь на 11 мая была выведена на линию фронта и еще не успела здесь освоиться. Соседняя 13-я гвардейская дивизия действовала на данном участке фронта с марта, была прекрасно знакома с местностью в своей полосе наступления и с расположением позиций противника.
Всем им до 12 мая противостоял в Купьевахе 211-й пехотный полк 71-й пехотной дивизии, но в ночь на 12 мая этот полк был сменен относительно свежими 1-м и 3-м батальонами 513-го пехотного полка 294-й пехотной дивизии и отведен в тыл. Новоприбывшие немецкие батальоны не успели толком освоиться, когда в 7.30 12 мая после 1,5-часовой артподготовки началось советское наступление.
Первых же атак немецкие батальоны не выдержали и стали отходить. При поддержке танков 57-й танковой бригады правофланговый 907-й стрелковый полк 244-й стрелковой дивизии занял 2 линии немецких окопов у высоты 183,3 к западу от деревни Кут, а левофланговый 911-й стрелковый полк занял 3 линии окопов на опушке леса восточнее Купьевахи. Однако дальнейшее продвижение вперед 244-й дивизии сильно замедлилось. Поддерживавшие пехоту танки 57-й бригады наскочили на минные поля на высоте 183,3 и у отметки 8,0 к востоку и северо-востоку от Купьевахи, где потеряли 4 танка (1 КВ-1, 3 Т-34), после чего оставшиеся танки вынуждены были приостановить свое продвижение в ожидании того, когда саперы проделают им проходы в минных полях. После этого оба полка 244-й дивизии были вынуждены продвигаться вперед без какой-либо танковой поддержки, что сразу же замедлило темп их продвижения, и наступление на этом участке фронта застопорилось.
Гораздо лучше проходило наступление в полосе соседней слева 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Со стороны 90-й танковой бригады первоначально в наступлении приняла участие 2-я рота 204-го танкового батальона в составе 5 танков КВ-1, которая в 7.40 атаковала совместно с правофланговым 39-м гвардейским стрелковым полком. Проделав проходы в проволочном заграждении для пехоты, на повышенных скоростях танки КВ-1 прорвались к огневым позициям немецкой артиллерии в районе Драгуновки, после чего высадили с брони пехотный десант, остановились и вступили в перестрелку с немецкими орудиями. Своим огнем танки подавили 3 или 4 немецких орудия, вслед затем ворвавшийся на огневые позиции танк командира роты лейтенанта Данилова раздавил эти орудия, а подошедшие десантники уничтожили их расчеты. Воспользовавшись успехом роты тяжелых танков и начавшимся отходом со своих позиций немецкой пехоты, командир стрелковой роты 42-го гвардейского стрелкового полка Болотов поднял свою роту в атаку, и та ворвалась в Драгуновку.
Для развития успеха в 8.30 в бой были введены главные силы танковых батальонов 90-й танковой бригады, кроме 2 танков КВ-1, оставшихся в резерве. Вместе с танкистами действовала рота автоматчиков 90-го мотострелкового батальона, также в наступлении приняли участие противотанковая батарея и минометная рота этого батальона. Стрелковые роты мотострелкового батальона пока что остались стоять в резерве в обороне к северо-западу от Старого Салтова.
Ввод в бой главных сил бригады прошел гораздо хуже боевого крещения роты тяжелых танков. Проходы в минных полях были обозначены саперами клочками марли, которых танкисты не смогли заметить. Не найдя проходов, танки двинулись прямо по минному полю, из-за чего 8 танков Т-60 подорвалось на минах в районе Драгуновки. 3 из 8 танков сгорели. В одном из этих танков, ведя огонь с места по противнику, сгорели командир танка младший сержант Александр Самохвалов и его механик-водитель сержант Григорий Щербатюк. Обоих погибших танкистов посмертно наградили орденами Ленина.
На минах подорвались и 4 танка Т-34, однако в отличие от соседней 57-й танковой бригады оставшиеся танки 90-й танковой бригады не остановились, а, пройдя минные поля, обрушились на немецкую оборону. Не выдержав атаки столь большого количества танков, оборонявшийся у Драгуновки 3-й батальон 164-го пехотного полка 57-й пехотной дивизии, подчинявшийся штабу 294-й пехотной дивизии, оставил свои позиции и стал отходить. Командир его майор Зибенхухнер бросил своих людей и в сопровождении своего адъютанта и 2 связных бежал в штаб 294-й пехотной дивизии. Остатки немецкого батальона в составе 100 человек во главе с лейтенантом в 15.00 объявились в селе Петровское в 11 км к западу от Драгуновки. Раздавив оборону батальона Зибенхухнера, 20 танков 90-й танковой бригады с фланга атаковали позиции оборонявшегося к югу от Купьевахи 2-го батальона 514-го пехотного полка 294-й пехотной дивизии. Потеряв все свои противотанковые орудия раздавленными танками, батальон в беспорядке отошел в Купьеваху, присоединившись к батальонам 513-го пехотного полка. На плечах отходящих немцев к 10.30 батальоны 13-й гвардейской дивизии прорвались в Купьеваху.
Освобождение Купьевахи затянулось до 13 часов, когда командир 39-го гвардейского стрелкового полка майор Самчук доложил в штаб 13-й гвардейской стрелковой дивизии о полной зачистке этого села. Находившаяся здесь 2-я батарея 294-го артполка, расстреляв все снаряды, была вынуждена подорвать свои орудия из-за невозможности их эвакуации. Ранее отошедший в Купьеваху 2-й батальон 514-го пехотного полка был полностью разбит. К 15 часам его остатки в составе 30 человек во главе с командиром батальона майором Мальцаном отошли в Петровское.
Разгромив противника в Купьевахе, танки 90-й танковой бригады в 12.55 атакой с фланга ворвались в северную часть Драгуновки и раздавили все находившиеся здесь немецкие орудия и минометы, после чего оборонявшаяся здесь немецкая пехота оставила Драгуновку и отошла. Сдав Драгуновку и Купьеваху, оборонявшийся здесь немецкий 513-й пехотный полк отошел на север и закрепился к югу от высоты 211,8, оказавшись в полосе наступления 244-й стрелковой дивизии.
Развивая успех, к 13.10 2-я рота 206-го танкового батальона (танки Т-34) завязала бой за хутор Гордиенко на восточном берегу Бабки, а 1-я рота того же батальона в это же время перешла по мосту речку и ворвалась в Рогачевку. Подошедший следом за танками 42-й гвардейский стрелковый полк занял Гордиенко, вышел на западный берег Бабки и завязал бой за Рогачевку и соседнюю к югу Мартыновку. Под угрозой захвата находившиеся в Рогачевке 2 немецкие артиллерийские батареи были подорваны немцами.
Вслед затем подошедшие из Купьевахи и северной части Драгуновки танки 204-го танкового батальона к 16.00 завязали бой за южную часть деревни Перемога к северу от хутора Гордиенко на восточном берегу Бабки. С ходу эту деревню занять не удалось. Подошедший следом за танками правофланговый 39-й гвардейский стрелковый полк также включился в бой за южную часть Перемоги.
К этому же времени наконец-то произошел сдвиг в полосе соседней спраК этому же времени наконец-то произошел сдвиг в полосе соседней справа 244-й стрелковой дивизии. До 14.30 силами саперного взвода 57-й танковой бригады удалось проделать проходы в минных полях в районе отметки 8,0, после чего в 15.00 танки 480-го танкового батальона двинулись через минные поля дальше вперед. Для взятия высоты 211,8 командир 244-й стрелковой дивизии полковник Истомин ввел в бой из своего 2-го эшелона 914-й стрелковый полк, после чего 907-й и 914-й стрелковые полки атаковали эту высоту и после упорного боя заняли ее. После взятия этой высоты командир 907-го стрелкового полка бросил один свой батальон с ротой танков 57-й танковой бригады во фланг все еще оборонявшемуся к северу от Купьевахи 513-му пехотному полку, вынудив его отступать, и к 17.30 244-я стрелковая дивизия вышла на северную окраину Купьевахи. До конца дня дивизия продвинулась еще немного на запад и вышла в 1-1,5 км к западу и к юго-западу от высоты 211,8, где и закрепилась на ночь.
13-я гвардейская стрелковая дивизия к концу дня продолжала вести бои за южную часть Перемоги, Рогачевку и Мартыновку. Для развития успеха полковник Родимцев в 17.00 бросил в бой на стыке 2 своих полков в направлении южной части Перемоги из своего 2-го эшелона 34-й гвардейский стрелковый полк. К вечеру полк отбросил противника из южной части Перемоги за речку Бабка, а соседний слева 42-й гвардейский стрелковый полк занял деревню Рязановка и высоту 194,5 на западном берегу Бабки, после чего 13-я гвардейская дивизия закрепилась вдоль речки Бабка по обоим ее берегам. Танковые батальоны 90-й танковой бригады расположились на ночь в южной части Перемоги и Рогачевке, а к 24.00 к Мартыновке был подтянут 90-й мотострелковый батальон, где он прикрыл левый фланг 13-й гвардейской дивизии.
В целом в 1-й же день наступления 12 мая 13-я гвардейская и 244-я стрелковые дивизии, успешно прорвав оборону немецкого 513-го пехотного полка и разгромив несколько его батальонов, продвинулись до 8 километров в западном направлении, при этом 13-я гвардейская дивизия освободила населенные пункты Купьеваха, Драгуновка, Гордиенко, Рогачевка, Мартыновка, Перемога (южная часть), Рязановка, а также с ходу форсировала речку Бабка и не дала немцам закрепиться на этом естественном оборонительном рубеже. Одна только 244-я стрелковая дивизия за день захватила в качестве трофеев 17 орудий (8 тяжелых, 5 45-мм, 4 37-мм), 12 ручных пулеметов, не менее 8 автоматов, 16 пистолетов, 1 полевую кухню, 2 радиостанции.
Успех этот дался советским частям нелегко. Так, 244-я стрелковая дивизия 12 мая потеряла 470 человек личного состава убитыми и ранеными. Поддерживавшая ее 57-я танковая бригада за день потеряла 6 танков (1 КВ-1, 5 Т-34) подорвавшимися на минах и 11 человек личного состава (1 – убитым, 10 – ранеными и контуженными). Поддерживавшая 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию 90-я танковая бригада и вовсе потеряла за день 47 человек личного состава убитыми и ранеными и сразу 20 своих танков (6 КВ-1, 5 Т-34, 9 Т-60), в т.ч. как минимум 12 танков (4 Т-34, 8 Т-60) – подорвавшимися на минах.ва 244-й стрелковой дивизии. До 14.30 силами саперного взвода 57-й танковой бригады удалось проделать проходы в минных полях в районе отметки 8,0, после чего в 15.00 танки 480-го танкового батальона двинулись через минные поля дальше вперед. Для взятия высоты 211,8 командир 244-й стрелковой дивизии полковник Истомин ввел в бой из своего 2-го эшелона 914-й стрелковый полк, после чего 907-й и 914-й стрелковые полки атаковали эту высоту и после упорного боя заняли ее. После взятия этой высоты командир 907-го стрелкового полка бросил один свой батальон с ротой танков 57-й танковой бригады во фланг все еще оборонявшемуся к северу от Купьевахи 513-му пехотному полку, вынудив его отступать, и к 17.30 244-я стрелковая дивизия вышла на северную окраину Купьевахи. До конца дня дивизия продвинулась еще немного на запад и вышла в 1-1,5 км к западу и к юго-западу от высоты 211,8, где и закрепилась на ночь.
13-я гвардейская стрелковая дивизия к концу дня продолжала вести бои за южную часть Перемоги, Рогачевку и Мартыновку. Для развития успеха полковник Родимцев в 17.00 бросил в бой на стыке 2 своих полков в направлении южной части Перемоги из своего 2-го эшелона 34-й гвардейский стрелковый полк. К вечеру полк отбросил противника из южной части Перемоги за речку Бабка, после чего 13-я гвардейская дивизия закрепилась вдоль речки Бабка по обоим ее берегам. Танковые батальоны 90-й танковой бригады расположились на ночь в южной части Перемоги и Рогачевке, а к 24.00 к Мартыновке был подтянут 90-й мотострелковый батальон, где он прикрыл левый фланг 13-й гвардейской дивизии. Соседняя слева 226-я стрелковая дивизия до вечера, заняв Непокрытую, основными силами продвинулась в рощи к западу от Непокрытой, выйдя далеко к юго-западу от Мартыновки, и между 13-й гвардейской и 226-й стрелковыми дивизиями образовался небольшой никем не занятый разрыв линии фронта, так что предосторожность с выдвижением на этот участок мотострелков была вполне не лишней.
В целом в 1-й же день наступления 12 мая 13-я гвардейская и 244-я стрелковые дивизии, успешно прорвав оборону немецкого 513-го пехотного полка и разгромив несколько его батальонов, продвинулись до 5-6 километров в западном направлении, при этом 13-я гвардейская дивизия освободила населенные пункты Купьеваха, Драгуновка, Гордиенко, Рогачевка, Мартыновка, Перемога (южная часть), а также с ходу форсировала речку Бабка и не дала немцам закрепиться на этом естественном оборонительном рубеже. Одна только 244-я стрелковая дивизия за день захватила в качестве трофеев 17 орудий (8 тяжелых, 5 45-мм, 4 37-мм), 12 ручных пулеметов, не менее 8 автоматов, 16 пистолетов, 1 полевую кухню, 2 радиостанции.
Успех этот дался советским частям нелегко. Так, 244-я стрелковая дивизия 12 мая потеряла 470 человек личного состава убитыми и ранеными. Поддерживавшая ее 57-я танковая бригада за день потеряла 6 танков (1 КВ-1, 5 Т-34) подорвавшимися на минах и 11 человек личного состава (1 – убитым, 10 – ранеными и контуженными). Поддерживавшая 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию 90-я танковая бригада и вовсе потеряла за день 47 человек личного состава убитыми и ранеными и сразу 20 своих танков (6 КВ-1, 5 Т-34, 9 Т-60), в т.ч. как минимум 12 танков (4 Т-34, 8 Т-60) – подорвавшимися на минах.