Найти тему
КиноРаритет

За что я возненавидел «Невероятного Человека-паука» и как изменилось отношение после повторного просмотра

Оглавление

Я обожаю раннее творчество Сэма Рэйми. Эти его бескомпромиссные ужастики с весёлым кровопролитием и оживающей нежиться, страшные и смешные одновременно. Эти его криминальные трагикомедии, снятые с явной оглядкой на братьев Коэнов. И испытал я изумление, когда узнал, что он взялся за дорогущую экранизацию комиксов про какого-то там Человека-паука.

Многих в 2012-м году это удивляло - зачем делать перезапуск успешной франшизы «Человек-паук», если после неё не прошло и пяти лет?!
Многих в 2012-м году это удивляло - зачем делать перезапуск успешной франшизы «Человек-паук», если после неё не прошло и пяти лет?!

Впрочем, полюбил и эту его трилогию. Первую часть, сентиментальную и неловкую. Вторую, которую считаю шедевром в рамках развлекательного жанра. И даже в третьей, сумбурной и затянутой, нахожу много прелестного. Тем более был изумлён, когда узнал, что в Голливуде перезапускают историю Питера Паркера, всего спустя каких-то 5 лет, и даже меньше, как её завершил Сэм Рэйми. И «Невероятного Человека-паука» тогда, в 2012-м, садился смотреть с заранее отрицательным настроем. А по некоторой причине личного качества понравился мне «перезапуск» ещё меньше, чем мог бы.

Как дела сердечные меня против фильма настроили

Так уже получилось, что в год премьеры «Невероятного Человека-паука» я переживал очень болезненный разрыв со своей девушкой. Ну, одной из девушек. Трёхлетние взаимоотношения со свиданиями, совместными прогулками и даже совместным проживанием под одной крышей остались в прошлом, а на их месте зияла огромная пульсирующая рана.

Главный персонаж «Невероятного Человека-паука» с самого начала показался мне малосимпатичным, мягко говоря. И при первом просмотре это объяснлось моей личной трагедией...
Главный персонаж «Невероятного Человека-паука» с самого начала показался мне малосимпатичным, мягко говоря. И при первом просмотре это объяснлось моей личной трагедией...

И вот, пытаясь отвлечься от дел сердечных, я ставлю ДВД-диск с «Новым Человеком-пауком» (как для совсем тупеньких перевели оригинальное название российские локализаторы), и что же я вижу? Что «нового» Человека-пука играет какой-то выскочка, как две капли воды похожий на того негодяя, который тихой сапой, прикидываясь скромным лошком, увёл у меня пассию! Та же субтильная задрищенность в теле! Та же криворотость на лице! И та же ложная скромность, сквозь которую проступает распирающее самолюбование!

Но и при повторном просмотре «Невероятного Человека-паука» подтвердилось, что персонаж у Эндрю Гарфилда получился мерзеньким в силу актёрской игры и ошибок драматургии
Но и при повторном просмотре «Невероятного Человека-паука» подтвердилось, что персонаж у Эндрю Гарфилда получился мерзеньким в силу актёрской игры и ошибок драматургии

Вы можете себе представить, с каким «трепетным» отношением я досматривал фильм? А сколько усилий мне понадобилось, чтобы не запускать в экран чем-нибудь тяжёлым в экран всякий раз, как там появлялся криворотый Питер Паркер? Ну, да экран остался цел. А вот диск после просмотра отправился на помойку. И общая зрительская оценка фильма на IMDb слегка качнулась в сторону уменьшения, благодаря моей безжалостной «четвёрке» по 10-балльной шкале.

Поразительно, но некоторой криворотостью отличаются почти все персонажи «Невероятного Человека-паука»
Поразительно, но некоторой криворотостью отличаются почти все персонажи «Невероятного Человека-паука»

Но годы идут. И вот уже «Новый Человек-паук» не выглядит таким уж «новым». И вот уже лицо подружки, с которой так болезненно расставались, в альбом моей памяти переклеилось куда-то на страницы с «бывшими». Пришла пора пересмотреть фильм Марка Уэбба заново, уже без фильтра нерациональной (хоть и вполне объяснимой) антипатии к исполнителю главной роли. Тем более, что Эндрю Гарфилда уже успел увидеть в других фильмах, и уже без всякого к нему раздражения (хотя, и без восторгов тоже — мальчик как казался сильно переоценённым, таким в восприятии и остался).

Визуально «Невероятный Человек-паук» гораздо мрачнее версии Сэма Рэйми
Визуально «Невероятный Человек-паук» гораздо мрачнее версии Сэма Рэйми

И что же я увидел? Что при первом просмотре «Невероятный Человек-паук» не понравился мне вполне справедливо. Да, это куда более мрачная и реалистичная, чем трилогия Рэйми, постановка (а мне обычно нравится помрачнее). Но в том и беда, что истории школьника, укушенного мутировавшим пауком и после этого начавшего скакать между небоскрёбами, плюясь паутиной из рук, совсем не идёт ни мрачность, ни реалистичность. И даже Уэбб, при всём своём старании вытянуть «драму» без откровенной клоунады во многих сценах обойтись не сумел. В итоге ещё и собственную выстраиваемую стилистику этим разрушая.

Скучный главгад всё равно приятней напыщенного героя

Разрушено в «Невероятном Человепуке» и важное для зрелищного кино правило «не повторяться». Самоповтор тут налицо — в совершенно одинаковой манере, чуть ли не в одних позах актёров и ракурсах камер сняты сцены прощания главгероя с подстреленным дядей (ближе к началу) и с подбитым папой подружки (ближе к концу). Огромный минус постановщику, что схожести двух сцен в рамках двухчасового повествования он не узрел и не попытался исправить.

Огромный минус и ответственным за кастинг. Он здесь тоже «самоповторяющийся». Папу подружки главгероя Гвен играет Денис Лири. Хороший американский актёр, звёзд с неба не хватающий. Беда, что главного злодея — однорукого учёного, который после принятия чудо-сыворотки превращается в слишком рукастого Человека-Ящера, — сыграл хороший британский актёр Рис Айфанс, примерно одного психотипа с Лири, примерно одного с ним уровня актёрского дарования и с очень схожей по строению физиономией. Да, зритель их вовсе не путает (всё же, не братья-близнецы), но подсознательно такой сходство вызывает дискомфорт, которого как минимум в блокбастерах стараются не допускать.

Реалии современного зрелищного кино: большую часть роли Риса Айфанса за актёра «играет» компьютерная графика
Реалии современного зрелищного кино: большую часть роли Риса Айфанса за актёра «играет» компьютерная графика

Что хуже, Рис Айфанс свою роль «не тянет». Играет хорошо, профессионально, убедительно, но без огонька, без николсоновской дьявольщинки в глазах, без крокодильей улыбки Уилльяма Дэфо, без отчаянного надлома Малины. И, как результат, его Человеко-Ящера можно признавать самым скучным, самым неинтересным, самым нудным злодеем во всех «Человеко-Пауках» вместе взятых, хоть старых, хоть новых, хоть «новейших». К тому же, у злодея этого крайне сомнительная мотивация — будучи одноруким калекой, он мечтает вырастить руку (ну, и попутно избавить других людей от недостатков). Но став ящером, он вдруг жаждет всех окружающих превратить в ящеров (и зачем ему это, спрашивается?).

Чудовищные трансформации с людьми происходят в «Невероятном Человеке-пауке» за считанные секунды
Чудовищные трансформации с людьми происходят в «Невероятном Человеке-пауке» за считанные секунды

Превращения в «мутантов» теперь происходят моментально, а потому совершенно неправдоподобно. Кольнул укол — и вот уже зрачки в глазах сужаются, как у рептилий. Вдохнул газа — и вот уже кожа покрывается чешуёй. Превращение Питера Паркера в Паука тоже произошло с подобной гипер-скоростью: его укусил необычный паук, а уже по дороге домой неловкий школьник показывает чудеса акробатики и рукопашного боя. Рэйми понимал смысл «подготовки» к действию, «осмысления» нового. Его Паркеру приходилось пережить тяжёлую ночь в лихорадке, впитывая новые способности тела. Затем были дни тренировок, попыток «стреножить» дар, неловких моментов, когда, ещё не умея контролировать нового себя, герой попадает впросак. Паркеру Уэбба «дар» даётся слишком легко, а на «тренировках» он сразу же полностью контролирует себя, так что и переживать за него не приходится. И даже за Гвен сражаться «новому» Паркеру не приходится — она с самого начала тянется к нему, оказываясь легкодоступной «целью».

Не проходит и часа осле укуса, а Питер Паркер уже без видимых усилий расшвыривает толпу хулиганов «одной левой»
Не проходит и часа осле укуса, а Питер Паркер уже без видимых усилий расшвыривает толпу хулиганов «одной левой»

Да и не хочется переживать-то. Главная проблема версии Уэбба — у неё слишком необаятельный центральный персонаж. Утверждаю это и теперь, когда у меня больше нет личных оснований неприязненно относиться к Эндрю Гарфилду просто в силу его внешнего сходства на противного мне человека. Питер Паркер у него получился мерзенький. И если Питер Паркер у предшественника становился самовлюблённым болваном только к третей части (причём, намерено, ради более насыщенной драматургии), то персонаж Гарфилда изначально такой. Напыщенность и эгоцентризм прёт из него с первых же кадров. Ни на чём не основанные эгоцентризм и напыщенность (возможно, это сам актёр не сумел сдержать гордости от того, что получил желанную многими роль).

Никаких любовных треугольников, как у Сэма Рэйми: героиня Эммы Стоун в «Невероятном Человеке-пауке» с самого начала смотрит на Питера Паркера с обожанием
Никаких любовных треугольников, как у Сэма Рэйми: героиня Эммы Стоун в «Невероятном Человеке-пауке» с самого начала смотрит на Питера Паркера с обожанием

Неужели всё так плохо?

«Серьёзно» воспринимать «Невероятного Человека-паука» не получается. А юмора и самоиронии в нём практически и нет, так что и просто как тупое развлекалово он срабатывает не то, чтобы очень. Вместе с тем, при повторном просмотре я разглядел-таки в нём плюсы и довольно значительные.

Многие сцены в «Невероятном Человеке-пауке» Марка Уэбба погружены во тьму
Многие сцены в «Невероятном Человеке-пауке» Марка Уэбба погружены во тьму

Ну, прежде всего, мрачная атмосфера. Она хоть и разрушается постоянно самими авторами, однако какие-то клочки от неё остаются. И мне нравится, как выглядит «Невероятный Человек-паук» с его глубокими тенями, лабиринтами канализационных труб и постоянно погружённым в ночь городом. Нравится больше, чем залитый солнцем, жизнерадостный, «попсовенький» Нью-Йорк в первой части трилогии Сэма Рэйми (но не во второй — вот там совсем другое дело!).

В драматургическом смысле роль подружки Питера Паркера у Эммы Стоун гораздо проще, чем у её предшевственницы Кристен Данст
В драматургическом смысле роль подружки Питера Паркера у Эммы Стоун гораздо проще, чем у её предшевственницы Кристен Данст

Подружка главного героя Гвен мне в «Невероятном» нравится больше. Возможно, потому что теперь мы знаем, в какую забитую серую мышь превратилась с возрастом Кристен Данст, и теперь на неё молодую смотреть немного грустно, тем более, что начинаешь в ней замечать «отголоски будущего». А вот Эмма Стоун со временем своей сексапильности и зажигательности не растеряла.

Тётю Питера Паркера в «Невероятном Человеке-пауке» сыграла дважды обладательница «Оскара» Салли Филд
Тётю Питера Паркера в «Невероятном Человеке-пауке» сыграла дважды обладательница «Оскара» Салли Филд

Мне гораздо больше нравятся дядя и тётя Питера Паркера в «Невероятном», чем просто «Человеке-пауке». И это неудивительно, ведь вместо пожилых «незнамо-кого» Марк Уэбб взял на их роли «оскароноску» Салли Филд («Место в сердце», «Норма Рэй») и множественного номинанта на «Золотой глобус» Мартина Шина («Апокалипсис сегодня»). Конечно, в этом блокбастере роли у них не те, за которые куда-либо номинируют, но, тем не менее! Одним своим присутствием два голливудских ветерана фильм несколько облагораживают.

Понимая, что трилогия Сэма Рэйми ещё слишком жива в зрительской памяти, авторы «Невероятного Человека-паука» постарались рассказать ту же историю совершенно иначе
Понимая, что трилогия Сэма Рэйми ещё слишком жива в зрительской памяти, авторы «Невероятного Человека-паука» постарались рассказать ту же историю совершенно иначе

И, наконец, мне импонирует, что авторы постарались максимально, насколько это возможно, отойти от истории, уже рассказанной Сэмом Рэйми, и тем самым оправдать такое раннее появление «ремейка». Да, это тот же сюжет, и ключевой момент с укусом паука никуда не делся. Но рассказано всё совершенно иначе, с другими обстоятельствами, с иными деталями и даже с другим главзлодеем! И с новыми сюжетными линиями! А потому, даже если посмотреть подряд трилогию Рэйми и «Невероятную» дилогию, ощущения, что ты прослушал одну и ту же прочитанную разными голосами аудиокнигу, не возникает. Что уже хорошо.

При повторном просмотре «Невероятный Человек-паук» даже вытянул из меня на несколько баллов больше
При повторном просмотре «Невероятный Человек-паук» даже вытянул из меня на несколько баллов больше

Баллов я в итоге «Невероятному Человеку-пауку» на IMDb накинул. Вместо «4» поставил «6». По моей системе оценок, это профессионально снятое, но проходное кино.