Найти тему
Ольга Пурчинская

Хоровая симфония Валерия Гаврилина «Перезвоны» продолжила фестиваль «Хор без границ»

Солисты и артисты Минин-Хора после исполнения "Перезвонов" Гаврилина 16 мая 2022 года. Концертный зал "Зарядье". Фотография из моего архива
Солисты и артисты Минин-Хора после исполнения "Перезвонов" Гаврилина 16 мая 2022 года. Концертный зал "Зарядье". Фотография из моего архива

16 мая 2022 года в концертном зале «Зарядье» прошел третий вечер фестиваля «Хор без границ», посвященного 50-летию Московского Государственного академического камерного хора (Минин-Хора). В программе концерта в двух отделениях – хоровая симфония В.Гаврилина (1939-1999) «Перезвоны» для солистов, большого хора, гобоя и ударных.

Дирижер: Тимофей Гольберг

Солисты:

Сергей Шакуров (Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, чтец);

Сергей Годин (солист Пермского театра оперы и балета, лауреат Международного конкурса, тенор);

Михаил Кауфман (дискант);

Эдуард Хохлачев (гобой).

Московский Государственный академический камерный хор (Минин-Хор).

Ансамбль ударных Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова:

Николай Ермаков;

Михаил Путков;

Владимир Терехов.

Первое отделение:

Весело на душе;

Смерть разбойника;

Дудочка;

Ерунда;

Дудочка;

Посидели;

Дудочка;

Ти-ри-ри;

Дудочка;

Вечерняя музыка;

Дудочка;

Воскресенье.

Второе отделение:

Дудочка;

Скажи, скажи, голубчик;

Страшенна баба;

Белы-белы снеги;

Молитва;

Матка-река;

Дудочка;

Дорога.

Комментарий к программе: Ярослав Тимофеев.

Человек регулярно слышит колокола. Перезвоны самых разных тембров сопровождают людей на протяжении всей жизни, от крещения до погребения. Характер звона будет разным – мажорным или минорным, радостным или трагическим, праздничным или траурным. Неизменно будет одно: звуки с колоколен дарят свет, надежду, веру в лучшее будущее. В непростые времена носить это ощущение с собой необходимо каждому из нас.

Валерий Александрович Гаврилин создал истинное «лекарство» для души и посвятил его основателю Московского Государственного академического камерного хора Владимиру Николаевичу Минину в начале 1980-х. Знаменитый российский и советский дирижер и хормейстер обратился к композитору с просьбой создать некое сочинение для хора еще в 1966 году. Гаврилин был уверен, что это должно быть грандиозное творение. «Перезвоны» появились спустя 15 лет и произвели на Минина серьезное впечатление.

Впервые «Перезвоны» прозвучали в январе 1984 года в Ленинграде. Тогда сочинение поразило меломанов, заполнивших зал до отказа. Именно это знаковое сочинение было включено в программу юбилейного фестиваля Минин-Хора «Хор без границ».

Публика, собравшаяся 16 мая 2022 года в «Зарядье», была впечатлена не меньше, чем на мировой премьере 38 лет назад. Возможность услышать «Перезвоны» Гаврилина полностью выпадает крайне редко. Как правило, в концертные программы включается несколько фрагментов цикла.

Без каких-либо преувеличений можно сказать, что «Перезвоны» В.А.Гаврилина – одна из существенных вех развития отечественной хоровой авторской музыки, вершина советского и российского музыкального искусства. Это сочинение наполнено национальными мотивами, в нем – частица русской души, природы, бескрайних просторов, мыслей и чувств, - всего того, что каждому из нас близко и бесконечно дорого. Несмотря на ярко выраженный фольклорный подтекст, сочинение не содержит прямых музыкальных цитат – настолько богатым и самобытным был внутренний мир автора. Композитор прошел свой жизненный путь скромно, но оставил по-русски щедрое, богатое творческое наследие.

Как уже упоминалось выше, перезвоны сопровождают русского человека на всем его жизненном пути. По аналогии колокола постоянно слышатся и в хоровой симфонии Гаврилин. Правда, это не механические музыкальные инструменты, а голоса артистов Минин-Хора. Они звучат мерно, монотонно, окрашенные разными тембровыми красками, от сопрано и альтов (меццо-сопрано) до теноров и басов. Параллельно слышны более привычные музыкальные фразы с элементами напевов, традиционных православных песнопений, частушек, плачей и других вокальных жанров.

Плач сопрано, дополненный лирически-минорными оттенками гобоя, звучит особенно тонко, чутко и трепетно. Неизменно сильное впечатление производит самый высокий юный вокалист – дискант Михаил Кауфман. Его хрустально-серебристый, небесно-чистый, ангельски прекрасный голос своим звучанием смывает все горести, страдания и переживания настоящего времени, делает сознание ясным, а душу чистой и чуткой. Лирический тенор Сергея Година создает образ русского человека, обитателя бескрайних просторов, любящего и ценящего свою родину и готового ради нее на все.

Минин-Хор под управлением художественного руководителя Тимофея Гольберга в третий вечер юбилейного фестиваля звучит в чисто русской традиции, растворяясь в уникальной палитре русской вокальной культуры. Здесь лиричный, протяжный плач гармонично сосуществует с веселыми частушками, а юмористические сцены перемежаются с торжественными молитвами.

«Перезвоны» В.А.Гаврилина – это целая жизнь, стремительная, яркая, искренняя, эмоциональная. Умещается она в небольшой временной интервал, но каждый человек, соприкасающийся с этим сочинением, успевает очень многое понять, осознать, вспомнить.

Источник: http://artrepriza.com/seven/2266-horovaya-simfoniya-valeriya-gavrilina-perezvony-prodolzhila-festival-hor-bez-granic.html

#музыка

#хор

#хоровое пение

#камерная музыка

#хор минина

#минин-хор

#фестиваль

#история искусств

#моя музыка