Найти тему

Две осенние истории от кинорежиссера Андрея Смирнова. ч.3

Начало тут

Две осенних истории кинорежиссера Андрея Смирнова. ч.1
Старое кино от Хозяина тайги15 мая 2022
Две осенние истории от кинорежиссера Андрея Смирнова. ч.2
Старое кино от Хозяина тайги17 мая 2022

Продолжим рассматривать те смысловые пласты, что имеются в фильме "Осень". Если первая, самая поверхностная мысль фильма была любовная, о том как двое любовников пытаются начать новую жизнь, то вторая идея - это мысль семейная. Про то как все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы по своему. Что подтверждает, что перед нами такая вариация на тему "Анны Карениной" для бедных.

И, как в "Анне Карениной", в фильме имеется супружеская пара сельских жителей. Левина и Кити заменяют доярка Дуся и тракторист Эдик с простой народной фамилией Пронюшкины.

Есть и вторая семья, она должна заменить семью Стивы и Долли Облонских. Это ленинградская семья мастера с ткацкой фабрики Марго и инженера Виктора Скобкиных. При этом разбитная бабенка Марго, в исполнении Людмилы Максаковой, это не Долли, это именно Стива. Долли это затюканный бытом Виктор, его играет Армен Джигарханян.

Перед нашей "Анной Карениной" с ткацкой фабрики первоначально проходит семья сельских жителей, где царит некий нейтралитет - в свое время, когда семья подалась в город за хорошей жизнью, Эдик завел там себе любовницу. Дуся с ребенком вернулась в деревню, а через месяц Эдик вернулся в семью. Дуся отнеслась к этому философски - кака така любовь, мужик и сам иногда не понимает, что делает, главное семья. Кто старое помянет - тому глаз вон, правда, кто забудет - тому два. Вот и живут Эдик с Дусей, особо не рефлексируя на эдиковом темном прошлом. И Дуся учит Сашу своей народной мудрости - ты главное ребеночка роди, ребеночек для нас баб в жизни главное, а мужики они дело пятое.

И попадает Саша под Дусино влияние. В очередном выяснении отношений с Ильей заявляет, что для нее главное ребеночка родить, а от кого и не важно. И ведь стала засматриваться Саша на Эдика, это что же за такой герой-любовник, может и он сгодится ей ребеночка заделать, а то Илюха не мычит - не телится по поводу ухода от жены.

Вторая семейная пара тоже не вызывает у нашей "Анны Карениной" особо положительных эмоций. Здесь все наоборот. Разбитная Марго все заботы по дому взвалила на безответного Скобкина. Захотел детей - я тебе двоих родила, вот и занимайся ими, а заодно и домашней собакой. А я пивка дерну и по телевизору "Клуб путешественников" посмотрю. И не мешайте мне в мой законный выходной отдохнуть, мне завтра на работу в первую смену.

Вот и получается, что две эти семьи счастливы одинаково - полный нейтралитет и пакт о ненападении гарантирует внешнее спокойствие, а несчастливы по своему - Дуся все время настороже, как бы Эдик опять налево не завернул, а у Виктор Скобкина уже кончается терпение от наглой беззаботности его Марго.

И чувствуется, что симпатии автора фильма на стороне простого народа - Дуси и Эдика. В поте лица добывают они хлеб свой насущный. Дуся хозяйство ведет, корову доит, за маленькой дочкой следит, Эдик сутками пашет на своем тракторе. И погулять они по-человечески могут. Гости приехали - так они и полный стол накроют. Мужикам тут водочка, бабам винцо, и закуски домашней море.

-4

Это не то что у городских Скобкиных - по бутылочке пива на троих и остатки ужина из рыночной баранины, приготовленной все тем же Скобкиным. Хоть сигареткой можно затянуться.

-5

Тут у Смирнова мысль семейная перетекает в мысль народную. О различиях между городом и деревней, которая при социализме стирается, стирается, да никак не сотрется. Ключевая сцена этой идеи - эпизод в пивной городка Буяново, куда Илья пошел после телефонного разговора с женой. Под строгим присмотром Саши он должен был, наконец-то, сказать жене, что уходит от нее, но не смог, за что удостоился от любовницы презрительного взгляда. Вот с горя Илья и отправился в сельскую пивную, расслабиться и отдохнуть душевно.

И это ему удалось. Вечерняя пивная была полна народу, здесь можно было не только выпить пива, но и поужинать. Студенты-стройотрядовцы, шофера грузовиков, мать с тремя детьми, дедушка, пьющий чай со своей нехитрой едой из узелка, участковый, перед дежурством забежавший перекусить супа. Тут же Илья, пьющий пиво с двумя местными парнями, рассказывающим ему о местном житье-бытье.

Смирнов прямо с каким-то умилением показывает этот неведомый ему простой русский народ. Но тут в идиллию врывается Александра, вся на взводе и готова опять устроить истерику прямо при всех. Парни тактично покидают нашу пару, чем подчеркивается природная культура и тактичность простого народа в отличие от этой ленинградской штучки. А Илья, как и автор фильма, разомлев от умиления к простому народу, начинает читать любовнице стихи Пастернака, вернее отрывок из его стихотворения, написанного в марте 1941 г. "На ранних поездах".

...Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли, как господа...

Но это не спасает. Александра все-таки закатывает ему истерику, так что ему, сгорая от стыда, пришлось вытаскивать ее на улицу. И ведь что характерно, никто в пивной и внимания на это не обратил. Ну, ругается мужик с бабой, эка невидаль. Все в порядке вещей.

И в этом же эпизоде в пивной Смирнов сооружает некую фигу всем гонителям, которые ему постоянно портили жизнь - то заставляют готовый фильм резать, а то и на полку кладут. Никакой свободы творчества. И показывает он их консервативное мурло. Вот оно.

Мурло играет Игорь Кашинцев
Мурло играет Игорь Кашинцев

Сидит некий лысый за одним столиком с Ильей и остальной компанией, смотрит на студентов-стройотрядовцев, которые под пивко наигрывают на гитарке, и вдруг выдает манифест сталинистов-охранителей.

Страху нет! – сказал вдруг лысый и оглядел стол. – Страх позабыли. Чего хочу – то ворочу! Вон, развалились… – Он кивнул на студентов. – Поотрастили лохмы да бороды и горланят! Уважения никакого… Его бы, дьявола, под нулек-то побрить да на лесоповал на годик! Мигом бы очухался. Скучно вишь ему! – передразнил он парня. – Тебе каши березовой – ты бы всю скуку позабыл…

Но два местных паренька, молча выслушав эту речугу, очень спокойно и внушительно сказали этому мурлу: "А вали-ка ты, дядя, отсюда."

-7

Мол, ты че тут, рамсы попутал, теперь не тогда, а может ты еще и стукачок. И дядя в миг испарился. И от этого простого русского слова Илья еще больше умилился. Вот где правда жизни, вот где соль народа. Вот кто господа сами себе. А вместе с ним умилился и Смирнов.

Вроде бы и простенький фильм - двое любовников решили на недельку уединиться на пленэре, и порешать как жить дальше, а ведь вон сколько смыслов автор в него заложил. Только успевай продираться.

Смирнов ожидал невероятного успеха фильма. Вроде и пленка "Кодак", и снято красиво, и музыка замечательная, и актеры неплохие, и легкой европейской эротики подпущено, и соответствует всем стандартам европейского кино. Вот французский фильм "Мужчина и женщина" имели же успех, а "Осень" чем хуже. Но в Госкино не дураки сидели. Опыт есть опыт. Прочувствовали - не наш душок. Главные претензии были именно к сцене в пивной. Там и фига вот такая во весь экран, и стихи полуопального Пастернака.

В итоге, очень маленький тираж и отсутствие проката. Гонорара от фильма Смирнову хватило, чтобы расплатиться за банкет по поводу премьеры.

После "Осени" Смирнов снял еще один фильм - "Верой и правдой". Очень странное он оставляет впечатление. Фильм о советских архитекторах, об истории начала массового промышленного домостроения, проще говоря история создания "хрущевок". Великолепная операторская работа, точное воссоздание материальной среды конца 40-х - середины 50-х годов. Шикарный актерский ансамбль. А. Калягин, Е. Проклова, С.Шакуров, И. Бортник, С. Плотников, Л. Дуров. А фильм не смотрится. Какая-то недоделанная "производственная драма". Правда, Смирнов поясняет, что хотел снять гротеск на тему "хрущевок", но ему не дали и пришлось фильм опять переделывать, в итоге получилось то, что получилось.

После "Верой и правдой" Смирнов ушел из режиссуры. Стал писать сценарии. И вот один из его сценариев "Сентиментальное путешествие на картошку" экранизировал в 1986 г. известный советский оператор Дмитрий Долинин. Фильм можно рассматривать, как предысторию главных героев "Осени". Но об этом в четвертой части.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.