Начало тут
Продолжим рассматривать те смысловые пласты, что имеются в фильме "Осень". Если первая, самая поверхностная мысль фильма была любовная, о том как двое любовников пытаются начать новую жизнь, то вторая идея - это мысль семейная. Про то как все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы по своему. Что подтверждает, что перед нами такая вариация на тему "Анны Карениной" для бедных.
И, как в "Анне Карениной", в фильме имеется супружеская пара сельских жителей. Левина и Кити заменяют доярка Дуся и тракторист Эдик с простой народной фамилией Пронюшкины.
Есть и вторая семья, она должна заменить семью Стивы и Долли Облонских. Это ленинградская семья мастера с ткацкой фабрики Марго и инженера Виктора Скобкиных. При этом разбитная бабенка Марго, в исполнении Людмилы Максаковой, это не Долли, это именно Стива. Долли это затюканный бытом Виктор, его играет Армен Джигарханян.
Перед нашей "Анной Карениной" с ткацкой фабрики первоначально проходит семья сельских жителей, где царит некий нейтралитет - в свое время, когда семья подалась в город за хорошей жизнью, Эдик завел там себе любовницу. Дуся с ребенком вернулась в деревню, а через месяц Эдик вернулся в семью. Дуся отнеслась к этому философски - кака така любовь, мужик и сам иногда не понимает, что делает, главное семья. Кто старое помянет - тому глаз вон, правда, кто забудет - тому два. Вот и живут Эдик с Дусей, особо не рефлексируя на эдиковом темном прошлом. И Дуся учит Сашу своей народной мудрости - ты главное ребеночка роди, ребеночек для нас баб в жизни главное, а мужики они дело пятое.
И попадает Саша под Дусино влияние. В очередном выяснении отношений с Ильей заявляет, что для нее главное ребеночка родить, а от кого и не важно. И ведь стала засматриваться Саша на Эдика, это что же за такой герой-любовник, может и он сгодится ей ребеночка заделать, а то Илюха не мычит - не телится по поводу ухода от жены.
Вторая семейная пара тоже не вызывает у нашей "Анны Карениной" особо положительных эмоций. Здесь все наоборот. Разбитная Марго все заботы по дому взвалила на безответного Скобкина. Захотел детей - я тебе двоих родила, вот и занимайся ими, а заодно и домашней собакой. А я пивка дерну и по телевизору "Клуб путешественников" посмотрю. И не мешайте мне в мой законный выходной отдохнуть, мне завтра на работу в первую смену.
Вот и получается, что две эти семьи счастливы одинаково - полный нейтралитет и пакт о ненападении гарантирует внешнее спокойствие, а несчастливы по своему - Дуся все время настороже, как бы Эдик опять налево не завернул, а у Виктор Скобкина уже кончается терпение от наглой беззаботности его Марго.
И чувствуется, что симпатии автора фильма на стороне простого народа - Дуси и Эдика. В поте лица добывают они хлеб свой насущный. Дуся хозяйство ведет, корову доит, за маленькой дочкой следит, Эдик сутками пашет на своем тракторе. И погулять они по-человечески могут. Гости приехали - так они и полный стол накроют. Мужикам тут водочка, бабам винцо, и закуски домашней море.
Это не то что у городских Скобкиных - по бутылочке пива на троих и остатки ужина из рыночной баранины, приготовленной все тем же Скобкиным. Хоть сигареткой можно затянуться.
Тут у Смирнова мысль семейная перетекает в мысль народную. О различиях между городом и деревней, которая при социализме стирается, стирается, да никак не сотрется. Ключевая сцена этой идеи - эпизод в пивной городка Буяново, куда Илья пошел после телефонного разговора с женой. Под строгим присмотром Саши он должен был, наконец-то, сказать жене, что уходит от нее, но не смог, за что удостоился от любовницы презрительного взгляда. Вот с горя Илья и отправился в сельскую пивную, расслабиться и отдохнуть душевно.
И это ему удалось. Вечерняя пивная была полна народу, здесь можно было не только выпить пива, но и поужинать. Студенты-стройотрядовцы, шофера грузовиков, мать с тремя детьми, дедушка, пьющий чай со своей нехитрой едой из узелка, участковый, перед дежурством забежавший перекусить супа. Тут же Илья, пьющий пиво с двумя местными парнями, рассказывающим ему о местном житье-бытье.
Смирнов прямо с каким-то умилением показывает этот неведомый ему простой русский народ. Но тут в идиллию врывается Александра, вся на взводе и готова опять устроить истерику прямо при всех. Парни тактично покидают нашу пару, чем подчеркивается природная культура и тактичность простого народа в отличие от этой ленинградской штучки. А Илья, как и автор фильма, разомлев от умиления к простому народу, начинает читать любовнице стихи Пастернака, вернее отрывок из его стихотворения, написанного в марте 1941 г. "На ранних поездах".
...Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли, как господа...
Но это не спасает. Александра все-таки закатывает ему истерику, так что ему, сгорая от стыда, пришлось вытаскивать ее на улицу. И ведь что характерно, никто в пивной и внимания на это не обратил. Ну, ругается мужик с бабой, эка невидаль. Все в порядке вещей.
И в этом же эпизоде в пивной Смирнов сооружает некую фигу всем гонителям, которые ему постоянно портили жизнь - то заставляют готовый фильм резать, а то и на полку кладут. Никакой свободы творчества. И показывает он их консервативное мурло. Вот оно.
Сидит некий лысый за одним столиком с Ильей и остальной компанией, смотрит на студентов-стройотрядовцев, которые под пивко наигрывают на гитарке, и вдруг выдает манифест сталинистов-охранителей.
Страху нет! – сказал вдруг лысый и оглядел стол. – Страх позабыли. Чего хочу – то ворочу! Вон, развалились… – Он кивнул на студентов. – Поотрастили лохмы да бороды и горланят! Уважения никакого… Его бы, дьявола, под нулек-то побрить да на лесоповал на годик! Мигом бы очухался. Скучно вишь ему! – передразнил он парня. – Тебе каши березовой – ты бы всю скуку позабыл…
Но два местных паренька, молча выслушав эту речугу, очень спокойно и внушительно сказали этому мурлу: "А вали-ка ты, дядя, отсюда."
Мол, ты че тут, рамсы попутал, теперь не тогда, а может ты еще и стукачок. И дядя в миг испарился. И от этого простого русского слова Илья еще больше умилился. Вот где правда жизни, вот где соль народа. Вот кто господа сами себе. А вместе с ним умилился и Смирнов.
Вроде бы и простенький фильм - двое любовников решили на недельку уединиться на пленэре, и порешать как жить дальше, а ведь вон сколько смыслов автор в него заложил. Только успевай продираться.
Смирнов ожидал невероятного успеха фильма. Вроде и пленка "Кодак", и снято красиво, и музыка замечательная, и актеры неплохие, и легкой европейской эротики подпущено, и соответствует всем стандартам европейского кино. Вот французский фильм "Мужчина и женщина" имели же успех, а "Осень" чем хуже. Но в Госкино не дураки сидели. Опыт есть опыт. Прочувствовали - не наш душок. Главные претензии были именно к сцене в пивной. Там и фига вот такая во весь экран, и стихи полуопального Пастернака.
В итоге, очень маленький тираж и отсутствие проката. Гонорара от фильма Смирнову хватило, чтобы расплатиться за банкет по поводу премьеры.
После "Осени" Смирнов снял еще один фильм - "Верой и правдой". Очень странное он оставляет впечатление. Фильм о советских архитекторах, об истории начала массового промышленного домостроения, проще говоря история создания "хрущевок". Великолепная операторская работа, точное воссоздание материальной среды конца 40-х - середины 50-х годов. Шикарный актерский ансамбль. А. Калягин, Е. Проклова, С.Шакуров, И. Бортник, С. Плотников, Л. Дуров. А фильм не смотрится. Какая-то недоделанная "производственная драма". Правда, Смирнов поясняет, что хотел снять гротеск на тему "хрущевок", но ему не дали и пришлось фильм опять переделывать, в итоге получилось то, что получилось.
После "Верой и правдой" Смирнов ушел из режиссуры. Стал писать сценарии. И вот один из его сценариев "Сентиментальное путешествие на картошку" экранизировал в 1986 г. известный советский оператор Дмитрий Долинин. Фильм можно рассматривать, как предысторию главных героев "Осени". Но об этом в четвертой части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.