Угадайте, кто сегодняшней ночью сидит у меня справа? Зеленый новичок, только из училища? Неееет! Бывший военный, даже в мыслях не нарушающий ни единого пункта инструкций? Снова нет! Бывший военный, считающий, что инструкции годятся только для использования в предварительно размятом виде? Не-а. Гламурная блондинка, попавшая в пилоты по какому-то недоразумению (хотя таких не бывает)? К счастью, тоже нет. Тогда может быть... Да-да, именно он. Вадик, "мой любимый, мой родной":
Сколько сил и нервов потрачено, сколько времени, но вроде же был получен результат:
Однако, что там за результат мы сейчас и проверим... Сколько времени прошло с нашего с ним крайнего совместного полета? Примерно год... И, насколько я знаю, в том числе и от результатов сегодняшнего дня зависит Вадина дальнейшая карьера - вводится он в командиры или еще немного полетает вторым. А потому Вадим излишне серьезен и собран, сам на себя не похож. Впрочем, Командиру надо уметь быть и таким вот серьезным. А в то, что Вадим совсем скоро введется сомнений у меня нет. Вот в чем есть сомнения, так это в том, что наша сегодняшняя встреча это случайность. Наверняка подстроили, типа: "ты его вылетывал, ты его и сдавай!". А может и случайность, кому нужно этим заниматься? Не знаю...
Позади нас сидит вершитель Вадимкиной судьбы - некто Сергеич, целый инструктор-екзаминёр. Зовут его, кстати (вы не поверите!) Александр, то есть Саня! Но, к счастью нашему с Вадимом, это другой Саня, не такой юморист...
Хотя, юморист - не юморист, неважно. Тут у нас все по-честному, как налетали, так и получили... Вот и посмотрим, что мы сегодня получим. Именно "мы", хоть для Вадима эта проверка намного важнее чем для меня, но... Летит экипаж и оценивается тоже именно экипаж. А как иначе? Отдельно оценивать командира, отдельно второго? Ну например вот так:
Снижается самолет по глиссаде, второй пилотирует. Скорость гуляет, глиссада гуляет - то выше, то ниже, то слева, то справа. А вот и полоса - хрясь! Скрежет, искры, вот и керосин полыхнул - все сгорели. И как этот экипаж оценить? Второму "двойку", это понятно, а командиру... "пятерку", он же "в висшей степени неуиноуный"? Смешно...
Впрочем, что-то я отвлекся, нам до оценок еще далеко. Пока что я пилотирующий и мы уже на ВПП - взлетаем! Низкие мрачные тучи, ветер поперек полосы, так себе погодка, но ладно, бывало и не такое. РУДы вперед, контролируем синхронность роста оборотов двигателей, теперь РУДы до упора, отпускаю тормоза, покатились и... самолет неудержимо тянет в сторону. Выкатывание с ВПП. На минимальной скорости. Блин.
Остановились на грунтовой обочине... Педали сами по себе встали в упор и все - у меня сил не хватило этому сопротивляться... В теории можно было бы разнотягом двигателей, скажут самые умные. Нет, нельзя. Слишком все скоротечно, левый двигатель не успел бы даже сбросить обороты. Вот блин, попадос... Ставлю малый газ, пожара нет, стойка не сломана:
- Аварийную эвакуацию не объявляем.
А сзади голос Сергеича:
- Мужики, это не я!
- Ээээ, что "не ты"?
- Ну вот это выкатывание - я не при чем! В программе такого не было! Это не считается, это глюк тренажера!
Ну, ёперный театр, нельзя же так. Мы с Вадиком чуть не уписались, честное слово. Это просто беспредел. Я забыл написать, что мы на тренажере сегодня? Да? Ну вот - мы на тренажере.
Тот самом, который не погубил еще ни одного экипажа. Но, эта штука настолько реалистичная, что... Ладошки все равно потеют.
- Мужики, повторяем еще раз. Готовы?
- Готовы! - я.
- Всегда готовы! - а это Вадим, внезапно возомнивший себя пионером. Кстати он им быть не мог - слишком молод...
Да и чего нам быть неготовыми? Все же очевидно - если на тренажере взлетает КВС в плохую погоду, значит будет что? Правильно - отказ двигателя на взлете. Ну, может еще и с пожаром второго двигателя. Как максимум - осложненный сдвигом ветра и отказом всей авионики. Фигня в общем.
Мы с Вадиком вроде оба это понимаем и поэтому - готовы. Итак, еще раз: РУДы вперед, контролируем рост оборотов и параметры двигателей, теперь отпускаем тормоза и РУДы вперед до упора. Разбег... Чуть сносит вправо из-за ветра, компенсирую педалью. А сам смекаю - сносит нос вправо, значит откажет у нас именно правый двигатель, чтобы сложней парировать. Я готов - ноги напряглись на педалях...
- Rotation (подъем)....
- Positive climb (положительная вертикальная скорость).
- Gear up (убрать шасси).
Ииии? Где отказ? Странно... Чем выше - тем нам будет проще, а мы уже высоко. Но вот Сергеич потянулся ко мне, явно с целью сказать что-то на ухо. Наверное, что опять у него тренажер отказал, не обрезал нам вовремя двигатель...
- Pilot incapacitation. - шипит он мне в ухо. - Pilot incapacitation!
И снова отодвигается, занимая свое инструкторское место. Хммм. Ладно. И нечего так шипеть. Я и с первого раза все понял. Но это... Прям иезуитское издевательство - лучше бы уж пожар... Впрочем, похалявить я всегда готов. Приступаю к ничегонеделанью.
- Thrust climb (тяга набора высоты), командир! - это мы набрали уже 3000 футов, а я... не спешу переводить РУДы в положение набора высоты. Я вообще уронил голову на грудь и начинаю задремывать. Ночь, однако, спать хочется.
-Acceleration altitude (высота разгона)! - снова пытается обратить мое внимание на очевидное Вадик. Сейчас самолет начнет набирать скорость, а у нас выпущенная механизация, которую вообще-то надо убирать. Причем по командам пилотирующего, то есть - по моим.
-Командир? Командир, эй, мля! - Вадик начинает смекать, что что-то тут нечисто.
Ну и вот - растет скорость. 10 узлов до превышения, сейчас как завоет сирена... Иииии...
- Speed checked, flaps 1 (проконтролировал скорость, убираю закрылки в первое положение). - в последний момент дернул рычаг закрылков Вадик, очевидно поняв, что я ничего командовать не собираюсь. И смотрит на меня с укоризной...
- Mayday! Mayday! Mayday! "Wadick A320" , у нас "pilot incapacitation", неработоспособен член летного экипажа, командир без сознания. Необходим возврат! - Вадик решился и доложил о возникшей ситуации, одновременно: а) полностью убрав закрылки, б) установив ответчик 7700, в) вызывая бортпроводников.
- "Wadick A320", информацию принял. Снижайтесь 3000, занимайте зону над Kilo November - отрабатывает Сергеич за диспетчера. - И поздравляю, в принципе это "pass" (сдал)!