Начать подборку известных высказываний христианских подвижников о молитве хочется со слов Иоанна Лествичника:
Долгое время пребывая в молитвенных трудах и не видя явного плода, не говори себе: я потерял много времени, но ничего не приобрел. Само пребывание в молитве - это уже приобретение. Только задумайся, какое благо это - быть непрестанно в единении с Господом.
Приступая к молитве о ближнем своем, Иоанн Кронштадтский рекомендовал поступать так:
Молясь об оставлении согрешений других людей, обращайся к Богу так, как будто ты просишь Его простить твои собственные согрешения. Как будто это твои грехи поражают скорбью душу твою и побуждают ее со слезами и сокрушением сердца молить Бога о помиловании. О спасении других всегда молись как о своем собственном. Если научишься этому, множество даров духовных получишь от Господа. Господь любит душу, что печется о спасении других, потому как Сам Он всячески хочет спасти нас, и лишь мы противимся этому, раз за разом ожесточая свои сердца.
Преподобный Никон Оптинский учил верующих не только молиться, но и хранить плоды своей молитвы.
Плод молитвы губится очень часто, когда сразу от общения с Господом мы переходим к празднословию и мечтаниям. Мечтания - это то же празднословие, только с самим собой. Молчание же несет огромную пользу - оно удерживает молитву в уме и сердце.
Святитель Игнатий Брянчанинов предостерегал христиан от "бесплодной" молитвы.
Подобно тому, как семена не примутся на земле, не обработанной земледельческими орудиями, молитва не даст своего плода, если для нее не было приготовлено сердце.
Старец Иоанн Алексеев напоминал о том, что раньше Святые Отцы называли молитву царицей добродетелей.
Святые Отцы называли молитву царицей добродетелей, так как она впоследствии привлекает и другие добродетели. Насколько она высока, настолько и труда больного требует. Она всегда сопряжена с трудом тяжкой борьбы.
Будем молиться постоянно, настойчиво, терпеливо. Тому, кто молится без ленности, Бог в свое время даст чистую, благодатную молитву. Но для этого следует не покидать малодушно свой молитвенный подвиг, если этот труд долгое время кажется слишком тяжелым.