Инопланетянка. СССР, 1984. Режиссер Яков Сегель. Сценаристы Иосиф Ольшанский, Яков Сегель. Актеры: Лилиана Алешникова, Владимир Носик, Людмила Шагалова, Виктор Шульгин, Андрей Юренев и др.
В этой фантастической комедии инопланетянка влюбляется в земного человека…
Яков Сегель начинал с вполне реалистических фильмов, но во второй половине 1960-х неожиданно для поклонников «Дома, в котором я живу» и «Прощайте, голуби» снял сначала трагикомическую притчу «Серая болезнь» (1966), а затем фантастическую комедию «Разбудите Мухина!» (1968).
Оба эти фильма получили небольшой тираж и прошли по экранам без особого успеха, и к фантастическому жанру Яков Сегель вернулся лишь спустя 15 лет в «Инопланетянке». Ведущие советские киноиздания («Советский экран», «Искусство кино», «Спутник кинозрителя») предпочли не заметить эту ленту. Да и у массовой аудитории эта картина не вызвала интереса. Быть может, потому, что взрослым она показалась слишком «детской», а детям – слишком «взрослой».
Александр Федоров
Инспектор ГАИ. СССР, 1982. Режиссер Эльдор Уразбаев. Сценарист Александр Бородянский. Актеры: Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Никита Михалков, Марина Левтова, Николай Парфёнов, Виктор Ильичёв, Раиса Рязанова, Юрий Кузьменков, Николай Засухин и др. 15 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Эта драматическая комедия рассказывает о поединке кристально честного инспектора автодорожного движения Зыкина (Сергей Никоненко) и злостного автонарушителя Трунова (Никита Михалков). Трунов привык пользоваться всеми преимуществами своего служебного положения — ведь не кто-то там, а начальник станции техобслуживания личного транспорта.
Интеллигентно-наглый, с иголочки одетый Трунов может себе позволить каждую субботу лететь на самолете в Крым... И каждый день мчаться по шоссе с превышенной скоростью...
А вот наивный Зыкин почему-то не желает принимать в расчет связи и знакомства Трунова. И упорно штрафует его за нарушения. Даже водительских прав хочет лишить!
Вот тут Никита Михалков меняет «регистр» поведения своего персонажа. Назидательно-небрежные интонации, ленивая пластика движений, насмешливо-иронический взгляд из-за стекол модных темных очков — всё это сменяется искренним удивлением человека, который не понимает, что от него хотят?
Спасибо авторам фильма — они не стали мгновенно «перевоспитывать» михалковского героя. Но какой-то привычно заведенный механизм ломается в душе Трунова. Видимо, он начинает задумываться о природе «феномена честности» Зыкина. И о том, что магия должности и внешности не всегда срабатывает на 100%...
Александр Федоров