Говорят, в брежневском застойном СССР было скучно. Серьезно?
Одна история борьбы за высший пост страны – должность Генерального секретаря ЦК КПСС во времена «позднего Брежнева» заставит поежиться любого голливудского сценариста. Загибайте пальцы:
• 1974 год - из гонки за должность генсека КПСС выключают «хозяина Ленинграда» Григория Васильевича Романова. Как? Через организованную в немецком «Шпигеле» публикацию о свадьбе его младшей дочери – с пресловутой арендой царской посуды из Эрмитажа, что было, разумеется, ложью от начала до конца. Интересно, кто в СССР мог провернуть такую операцию?
• 24.4.1976 – во сне уходит из жизни министр обороны СССР Маршал А.А. Гречко – здоровый семидесятитрехлетний мужик, солдат и спортсмен – гиревик и волейболист. По слухам, за пару недель до ᴄMᴇᴘти он заявил, что «дорогой Леонид Ильич» станет Маршалом Советского Союза только через его, Гречко, т𝕡𝕪п». Звание Л.И. Брежневу было присвоено 7.5.1976;
• 17.7.1978 – загадочная ᴄMᴇᴘть Ф.Д. Кулакова, секретаря ЦК КПСС, полуофициального наставника М.С. Горбачева по сельскохозяйственной линии и вероятного преемника «дорогого Леонида Ильича». Опубликованный диагноз – очередной сердечный приступ во сне, и, по ряду свидетельств - одновременно 𝕠гн𝕖𝕔т𝕡𝕖л в голову и 𝕠тᴘᴀʙлᴇʜиᴇ через яд в алкоголе. Интересно, правда? А если вспомнить поспешную кремацию тела Ф.Д. Кулакова, и отсутствие руководителей партии и страны на его похоронах?;
• 19.9.1978 – историческая «встреча четырех генсеков» на ставропольском перроне. Один действующий –«дорогой Леонид Ильич» и трое будущих: Андропов, Черненко, Горбачев;
• 4.10.1980 – гибель другого видного советского сановника, «хозяина Белоруссии» П.М. Машерова, которого прочили на должность Предсовмина СССР, в нелепом ДТП с самосвалом, битком набитым картошкой [многие авторы слово «ДТП» берут в кавычки, по очевидным причинам]. А если вспомнить, что на похороны Машерова из руководства приехали только секретарь ЦК КПСС Зимянин и литовский Первый секретарь Гришкявичюс?
Давайте посчитаем – все перечисленные события уместились в шесть лет. Очевидно, какие-то чрезвычайно серьезные, прямо таки надмирные, силы уже тогда озаботились поисками сменщика для стремительно стареющего Л.И. Брежнева.
Обратим внимание на «встречу четырех генсеков». Считается, что всесильный глава грозного КГБ СССР Ю.В. Андропов устроил таким образом смотрины своему протеже М.С. Горбачеву. Но известно, что молодой ставропольский Первый секретарь «дорогому Леониду Ильичу», что называется, не глянулся, и карьерный рывок «меченого Михаила» несколько затормозился.
Есть сведения о том, что не только Ю.В. Андропов хлопотал о будущем М..С Горбачева. Так, на тот момент скромный кандидат в члены ЦК КПСС, занимавший должность директора Института востоковедения АН СССР [в просторечии, «ИВАНа»] будущий премьер-министр РФ Евгений Максимович Примаков, не покладая рук, работал на поддержку М.С. Горбачева. Есть мнение, что негласный авторитет «Примуса» в коридорах власти значительно превышал его формальный «аппаратный вес», возможно, из-за его серьезных и разносторонних международных связей.
Считается также, что немалую роль в продвижении «Михаила Меченого» к вершинам власти сыграл патриарх советской дипломатии Андрей Андреевич «Мистер Нет» Громыко. Якобы между ними была достигнута неформальная договоренность о разделе постов, согласно которой А.А. Громыко становился Председателем Президиума Верховного Совета СССР при Генеральном Секретаре М.С. Горбачеве. Как известно, ветерана безжалостно «кинули на ржавые гвозди» - сначала он уступил главный кабинет в высотке на Смоленской площади Шеварднадзе, а потом и пост Председателя Президиума ВС СССР – самому Горбачеву.
Относительно роли Председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова в карьере Горбачева дадим слово самому «Горби». По его словам, он ощущал поддержку и доброе отношение Андропова к себе, даже когда тот критиковал молодого секретаря. Создается впечатление, что именно Ю.В. Андропов был «крестным отцом» новой звезды КПСС.
Однако, есть и противоположное мнение, которое высказывает в своих готовящихся к публикации мемуарах экс-зять Б.Н. Ельцина Алексей Дьяченко. Дескать, свидетельством того, что Андропов не готовил «Горби» к роли генсека, был тот факт, что после ᴄMᴇᴘти Андропова Горбачев не стал Генеральным Секретарем. По словам Дьяченко, вхожего в высший круг российской элиты, подлинным «крестным отцом» политической карьеры Горбачева являлся К.У. Черненко – один из участников исторической «встречи четырех генсеков». Будто бы именно Черненко дал Горбачеву право вести Секретариаты ЦК, что обеспечило последнему трамплин к высшей должности в стране. Уже в 1985 году молодой протеже замещал своего серьезно больного благодетеля на заседаниях Политбюро.
А потом была эпоха, которую злые языки называли периодом «гонок на лафетах». А потом взошла звезда Горби, начались ускорение и перестройка. Не дай Бог, конечно. Как говорится, «чтоб ты жил в эпоху перемен».