ОГИНСКИЙ МИХАЛ-БОГДАН или Богдан-Михал ИРИНЕЕВИЧ.
10 октября 1848 — 25 марта 1909 (Реутов).
К 20 годам цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) превратился в высокого стройного красавца-блондина с голубыми глазами, пришла пора подумать о женитьбе. И как назло, он уже не в первый раз влюбился в очередную фрейлину маменьки - гордую польку Ольгу Калиновскую, сердце которой он, однако быстро растопил. Роман разгорелся в январе 1837 г. на Китайском Маскараде, где Ольга Калиновская изображала первую придворную даму.
Ольга вовсе не отличалась красотой, но обладала мягкостью характера, вкрадчивостью и нежностью, она, не таясь, ответила цесаревичу взаимностью. Когда придворные заметили симпатию Александра Николаевича к миловидной польской фрейлине и ее ответные жесты, то немедленно доложили об этом императрице-матери. Маменька не на шутку взволновалась. Хотя Калиновские – это древний польский дворянский род герба Калинова, известный с конца XV века, но для наследника императорской семьи Ольга Калиновская все же была не достаточно именитой парой, а "простой смертной", то есть в ней не текло ни капли королевской крови, она еще к тому же была ревностной католичкой. Возникло опасение, что перекрестить ее в православие не удастся.
До отъезда цесаревича в Европу считалось, что этот роман Александра с Калиновской носил чисто платонический характер – ахи, вздохи, поцелуи, записочки, юношеские клятвы и признания. Своими чувствами Александр смог поделиться только с отцом Николаем I, считая, что другие не в состоянии его понять.
- Мои чувства к Калиновской – чувства чистой и искренней любви, чувства привязанности и взаимного уважения. Но сознание, что эти мои чувства не приведут ни к чему, не дает мне покоя, - писал Александр отцу Николаю I.
Но все же эта история заставила императорскую чету заволноваться и принять решение отправить Александра в путешествие по державе, а затем за пределы империи, в Европу подыскивать себе невесту из европейских принцесс крови. Николай Первый писал в то время:
«Мы говорили про Сашу. Надо ему иметь больше силы характера, иначе он погибнет... Слишком он влюбчивый и слабовольный и легко попадает под влияние. Надо его непременно удалить из Петербурга... Саша недостаточно серьезен, он склонен к разным удовольствиям, не смотря на мои советы и укоры...»
Но история любви Александра с Ольгой Калиновской не завершилась визитом по державе и в Европу и даже после женитьбы цесаревича на Гессен-Дармштадской принцессе в православии Марии Александровне. История с Калиновской «только ударилась о трон, но не разбилась вдребезги».
В европейском турне Александр Николаевич подыскал себе невесту - 15 летнюю Марию Гессен-Дармштадскую, но после этого отправился в Англию, где напрочь забыл о невесте, влюбившись в английскую королеву Викторию. Роман с Викторией не имел никакого смысла, остаться в Англии бесправным принцем-консортом Александр-наследник русского престола совсем не мог. В России наследника ожидал российский трон.
После встречи с Королевой Викторией, разбившей вдребезги его сердце, Александр совершенно забыл о невесте Марии и внезапно объявил родителям, что вновь воспылал чувствами к своей бывшей любовнице - фрейлине Ольге Калиновской и готов пожертвовать престолом, женившись на ней.
Николай Первый был в бешенстве. По его приказу Ольгу Калиновскую срочно выдали замуж за бывшего мужа Ольгиной покойной сестры – за графа Иринея Михайловича Огинского, который считался одним из богатейших людей Польши, а его отцом был Михаил Клеофас Огинский - дипломат, писатель, композитор - автор одноименного полонеза. Повезло Ольге Калиновской, если не в любви, так в материальном плане и в плане порядочности ее супруга. Граф Ириней Огинский был гофмейстером (царским придворным), владельцем имений на прусской границе и очень состоятельным паном. В свое время он обвинялся по Виленскому делу как принадлежавший к "тайному обществу". Но был оправдан и пожалован чином коллежского советника и орденом Святой Анны 2 степени. И даже просил о прощении оклеветавших его лиц.
Вскорости у четы графов Огинских родился первый сын Михаил-Богдан или Богдан-Михал. Забегая вперед, надо сказать, что наследник Огинского и Калиновской, родившийся аж 10 октября 1848 года, в зрелом возрасте без зазрения совести утверждал, что его биологическим (тогда не было такого понятия, а было «настоящим») отцом все же является император Александр II, а известно это ему со слов его матери Ольги Калиновской. Но этот факт никому не выгодно было проверять (ведь Александр II в это время уже был женат), а лишние потомки великих императоров и претенденты на наследство или корону никому не нужны.
А в Российской родословной книге записано, что Огинский Михаил Иринеевич родился почему-то в 1849 году (а не 1848), а его родители отец Ириней Клеофас Михайлович Огинский - в 1808, а умер 1863 / 1870. А мать - Ольга Осиповна Калиновская (Огинская) - родилась в 1820 (в других источниках в 1818), а скончалась - 20 апреля 1899 (в других источниках - в 1854).
Михаил-Богдан Огинский был женат на графине Габриелле Марии Потулицкой (1855 г/р). Скончался Михаил-Богдан Иринеевич Огинский 25 марта 1909 года в Реутове.
Продолжение следует. Начало здесь.
Алена Ли.