Очередной мило-неспешный детектив родом из детства! Это – «Версия полковника Зорина» (1978). Это – последняя часть трилогии о милиционере Иване Сергеевиче Зорине в исполнении Всеволода Санаева, но почему-то вспомнилась именно эта серия. Знаете, что самое приятное в тех остросюжетных «боевиках»? Тёплая безмятежность, буквально разлитая в воздухе.
Это надо смотреть, хотя бы ради того старого города, Москвы и Львова - с доброжелательной толпой и тихими переулками. Пусть город не был фешенебельным, зато у него наличествовала душа, как ни пафосно это звучит. И те милицейские повести были размеренно-спокойными, даже, если в кадре – …несколько трупов. Здесь их – два и третий уже намечался.
История захватывает с самого начала – перед нами эффектное ограбление ювелирного магазина. Подъезжает фургон с надписью «Мебель», и бугаи принимаются громко и, всем мешая, выгружать какие-то шкафы-столы-стулья. Один из шкафов придвигают к магазинной витрине, открывается дверца, вылезает вор, разрезающий стекло.
Заметим, преступная группа делает всё, чтобы вроде как обратить на себя внимание – никто никогда бы не связал хамоватых мужиков, перегородивших проходы, с ловким ограблением ювелирки… Народ спешит, летит, натыкается. Кому охота задерживаться? Красиво сработано.
Отвлекусь! В 1970-х годах советский человек не был чужд активного потребления – кооперативная квартира, машина, дача, хрусталь, ковры, антиквариат… и – золото-бриллианты. Многие обеспеченные люди, особенно работники торговли, скупали украшения и набивали ими шкатулки. И – демонстративно всё это носили. По 3-4 перстня сразу.
Почему-то у обладательниц крупных и дорогих колец всегда были толстые пальцы, украшенные ещё и ярким маникюром. Не могу сказать, что советская ювелирка была изысканная. В ней был грубый шик. Так или иначе, это пользовалось спросом, и кража в каком-нибудь «Александрите», «Самоцветах» или «Изумруде» сулила крутой барыш.
В отличие от большинства советских детективов, где главарь шайки известен чуть не с самого начала, в «Версии…» присутствует небольшая интрига. Прекрасная роль Бориса Иванова, часто игравшего жуликов, в том числе иностранных. Его Геннадий Козырец – изумительный циник и прожжённая cвoлoчь.
Но! Гениальный часовщик, шахматист, игрок в широком смысле этого слова. В его творческой биографии значилась даже подделка икон – ещё один важный «бизнес» 1970-х. Козырец так уверен в себе, что позволяет себе игру с полковником Зориным, посмеиваясь над стариком в милицейской форме.
Козырец рыбачит со своим оппонентом, выпивает с ним, оказывает ему небольшую услугу, почти как друг. Однако зло не бывает в выигрыше – особенно в тех, правильных детективах. Финал - сильный. Козырец, попав в камеру, смекает, что итог всему - высшая мера. Это не произносится - стены качаются и фоном раздаётся выстрел.
Параллельно полковник Зорин, совершенно, как Пал-Палыч из сериала о Знатоках или участковый Анискин, воспитывает людей, взывает к совести и делает замечания. Всем. Даже немолодым рецидивистам. И те его слушаются или, по крайней мере, тушуются от взгляда честных глаз. Так и должно быть! Цивилизация, которую мы потеряли.
Zina KorZina (c)
- Cтатьи в тему.
1. «Инспектор ГАИ» - о силе маленького человека.
2. «Гонки по вертикали» - блестящая дуэль сыщика и вора.
3. «Профессия – следователь» - редкие книги, бяка-адвокат и Аманда Лир.