Найти тему

Метод цепной ассоциации. Техника запоминания информации

Оглавление

Метод цепных ассоциаций (МС) — это базовая стратегия памяти, которая облегчает запоминание и припоминание. Он обеспечивает основу для более продвинутых мнемонических методов.

Техника основана на запоминании информации силой «живых картинок», из которых состоит исходная история, что облегчает запоминание всего в правильном порядке. Инструментом для создания интересных историй является воображение и ассоциации.

1. Современные методы обучения

Метод цепных ассоциаций не является ни инновационным, ни оригинальным, но его сила заключается в оценке роли воображения в процессе обучения. Средний человек имеет тенденцию традиционно повторять в уме важную информацию, которую ему необходимо запомнить, например, при подготовке к экзамену. Между тем МС обращается к творческому правому полушарию мозга для создания «живых образов» в уме с помощью визуализации и ассоциаций.

Один «образ на экране разума» должен быть связан со следующим элементом в ряду подобно цепи, где одно звено переплетается с другим, образуя неразрывную петлю. Самое главное — использовать собственные предложения из своего воображения, а не использовать чужие идеи. Это потому, что лучше всего запоминаются образы, являющиеся продуктом собственного творческого воображения.

В чем польза метода цепных ассоциаций?

Он служит для тренировки когнитивных навыков, необходимых для использования более продвинутых и сложных приемов запоминания (ассоциация, визуализация, концентрация внимания).

Это позволяет вам проявить свое воображение и узнать о работе «живых образов» в сознании.

Это улучшает процесс запоминания и воссоздания и раскрывает творческий потенциал.

Рекомендуется для детей, у которых есть проблемы с концентрацией внимания и памятью.

Он позволяет легко усваивать длинные строки информации последовательно и фрагментарно.

Он позволяет быстро запоминать даты запланированных встреч, дела, которые необходимо решить в течение дня, или содержание прочитанных книг, лекций или статей.

2. Эффективное обучение

Эффективное обучение возможно благодаря вовлечению обоих полушарий головного мозга в процесс самообразования. Левое полушарие мозга специализируется на речи, словах, чтении и письме, логическом мышлении, сосредоточении внимания на деталях, порядке, последовательности и числах, в то время как правое полушарие мозга более творческое, отвечает за интуицию, сновидения, воображение, чувство юмор, пространственные отношения, пропорции, размеры, образ целого (гештальт).

LMS — это составление красочной истории, поэтому вы используете слова (левое полушарие), используя свое воображение (правое полушарие). Память работает посредством ассоциаций, и в методе LMS последующие элементы для запоминания объединяются в пары (1 из 2, 2 из 3, 3 из 4 и т. д.), что приводит к цепочке ассоциаций. В основе этой мнемотехники лежит так называемая «Вынужденное объединение», т.е. способность сочетать, казалось бы, несовпадающие элементы. Какими должны быть ассоциации?

  • Полный фантазии
  • стимулирование воображения
  • оригинальный
  • невероятный
  • с помощью колдовства
  • преувеличенный
  • цвета
  • глупый
  • абсурдный
  • поиск сходств и аналогий
  • изменение размеров
  • конкретный
  • забавный.

Вышеуказанные особенности указывают, какие принципы обучения следует учитывать. Вместо бездумного заучивания или линейных заметок стоит задействовать воображение, включая элементы веселья, юмора, символов и рисунков. Повышается не только мотивация к работе, но и самочувствие, потому что учеба ассоциируется с чем-то приятным, а не только с «необходимым злом».

-2

3. Методы запоминания

Метод цепной ассоциации, как следует из названия, относится к процессу ассоциации. Как и все мнемоники, LMS также имеет правила или рекомендации по созданию «живых образов» в уме. Какие правила следует помнить при использовании LMS?

«Я» на картинке — помещение себя в определенный контекст позволяет придать более личное значение запоминаемому содержанию. То, что связано с «я», то есть то, что связано с самим собой, обычно очень важно и поэтому процесс припоминания будет легче.

Позитивные образы — положительные эмоции поднимают настроение, что в свою очередь способствует обучению. Мозг чаще вспоминает приятные сообщения и воспоминания. Неприятные переживания и травмы обычно вытесняются в бессознательное. Создание цепочки ассоциаций должно проходить в атмосфере веселья и юмора, что снижает стресс и напряжение с разрушительным воздействием на процесс обучения.

Действие, движение — динамичные изображения, как боевики, более привлекательны для мозга, вызывают интерес и способствуют концентрации внимания. Рутина, монотонность, схематизм и скука снижают даже величайшую познавательную любознательность человека.

Синестезия – сенсорные впечатления играют чрезвычайно важную роль в запоминании, поэтому в процесс обучения стоит задействовать все органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние и кинестетику (чувство движения и равновесия).

Полисенсорно кодируя информацию, вы минимизируете риск ошибки и лучше используете свой когнитивный потенциал. Когда используется только одна «связь», обучение менее эффективно, например, зритель учится через слуховой проход, что снижает результаты обучения.

Использование различных нейронных путей укрепляет память, записывая материал по нескольким каналам. Таким образом, один из них (например, зрение) не перегружается, позволяя всем органам чувств взаимодействовать и создавая новые связи между нейронами.

Цвета — мозг любит цвета. Монотонные и линейные записи снижают концентрацию и менее привлекательны, чем бросающиеся в глаза рисунки, символы, коды и система знаков.

Цифры — нумерация является прерогативой левого полушария. Введение цифр в процесс запоминания позволяет иерархизировать материал и систематизировать его.

Преувеличение, абсурдность — при выдумывании красочных историй во время ЛСМ стоит воспользоваться феноменом гиперболизации и визуализации, т.е. воображения вещей карикатурно большими или чрезвычайно маленькими, а то и деформированными. Тогда образ станет более четким, что облегчит запоминание за счет активизации правого полушария мозга.

Юмор, игра – особенно ценят дети, которые стремятся учиться через игру. Смех и хорошее самочувствие вызывают выработку эндорфинов — гормонов счастья, способствующих обучению и памяти.

Нетипичное, необычное – все, что отличается и самобытно, отличается от существующей действительности, выделяется на фоне и больше запоминается.

Эротика — чувственность связана с эмоциональным возбуждением, а известно, что эмоции помогают запоминанию. Эмоциональные состояния рождаются в лимбической системе, расположенной в мозгу рядом с гиппокампом, отвечающим за воспоминания.

По этой причине переживание — это способ запоминания, который значительно повышает эффективность кодирования и извлечения информации.

Детали — небольшие элементы, вспоминаемые при создании историй в LMS, открывают процесс ассоциации часто несовместимых элементов «головоломки в уме».

Порядок — упорядоченные ассоциации функционируют как бы по принципу эффекта домино — одна мысль становится началом порождения другой идеи.

Ассоциации, связи, аналогии — чем изощреннее, смешнее, нелепее и даже глупее, тем лучше.

-3

Приемы запоминания тем эффективнее, чем больше юмористических, необычных, фантастических и красочных ассоциаций. Благодаря этому обучение становится не только приятнее и легче, но и эффективнее.

4. Практическое применение LMS

Как использовать метод цепных ассоциаций? Например, если у вас есть список покупок, который нужно запомнить, вы создаете забавную историю, комбинируя элементы один за другим.

Список покупок:

  • клубника,
  • хлопья на завтрак,
  • гель для душа,
  • зубная паста,
  • яйца,
  • шесть чашек,
  • тюльпаны.

Рассказ, оформленный с помощью ЛМС, может выглядеть так: «На кухонном столе лежит большая, красная, сочная клубника с зеленой плодоножкой. Это вызывает у меня чувство голода, поэтому я тянусь к булочкам, но, к сожалению, они твердые, как камень, поэтому я вынужден довольствоваться хлопьями для завтрака со вкусом шоколада.

После завтрака я быстро принимаю ванну с гелем для душа. На полке рядом с гелем стоит огромный тюбик зубной пасты, из которого после выдавливания выходят соленые огурцы. После утреннего туалета самое время выпить кофе и съесть яичницу. Я пью ароматный крепкий кофе в одной из шести чашек в форме тюльпана.

Повторяя в уме описанную выше историю, вам будет намного легче вспомнить свой список покупок. Таким образом не только тренируется память, но и развиваются воображение и творческие способности. Создавая в уме «живые картинки», вы можете преувеличивать, умножать, трансформировать, увеличивать, уменьшать, заменять и антропоморфизировать.

LSM — это совершенно другой подход к процессу обучения, чем традиционный стиль здравого смысла. К сожалению, «серьезный» чаще всего означает скучный, сложный и обескураживающий. Лучше всего учиться через игру, деятельность и юмор.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам есть что добавить, обязательно напишите свои мысли в комментариях. Подписывайтесь на канал, будет ещё много полезных статей, ставьте лайк.

И будьте здоровы!