Алексей Морозов
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://naukaverakuljtura.com/бесчинства-польской-армии-как-удар-в-с/
Не оправдались надежды Советского правительства на помощь польских военных формирований в борьбе с нацисткой Германией. Все действия высшего военного командования польской армии, сформированной на территории СССP, носили характер изощренного обмана с далеко идущими целями. Чего добились поляки и что потерял Советский Союз?
Прежде всего отметим благородные цели советского командования, которое идет на беспрецедентное освобождение из заключения всех польских граждан. И в противовес – поведение поляков после предоставления амнистии, когда возникает их массовое, неорганизованное передвижение по железным дорогам СССР. Большая часть этого контингента не стремилась устраиваться на работу, а изъявляла желание служить в польской армии.
Одновременно польское командование стремилось всеми правдами и неправдами пристроить максимальное количество поляков к польским воинским частям, даже не имеющих к ним никакого отношения. Отмечались примеры самовольных переездов польских граждан, особенно из северных районов, что помимо дезорганизации в работе транспорта вело к голоду, заболеваниям, срыву их с работы и перевозу на неподготовленные места.
В других районах Советского Союза польские граждане также значительными группами бросали работу и вместе с семьями снимались с места жительства, скапливаясь на железнодорожных станциях и предъявляя требования местным органам власти отправить их в пункты формирования польских частей.
Не имея средств к существованию, стекавшиеся к железнодорожным станциям поляки занимались нищенством, воровством и грабежами. В связи с этим местные органы НКВД и железнодорожная администрация сажали поляков в проходящие в восточном направлении поезда, предоставляя им возможность следовать дальше на собственный страх и риск.
Отмечались и противоправные действия командования польской армии, требующей от местных властей предоставить им для вывоза семей военнослужащих транспортные средства, продовольственную и денежную помощь, хотя им прекрасно было известно, что переселение невоенных граждан находится вне их компетенции.
В связи с вызывающими действиями поляков, нарушающих законы страны, НКВД СССР поставило перед польским посольством вопрос о прекращении дезорганизационных действий со стороны штаба польской армии и принятии через уполномоченных посольства на местах мер к решительному прекращению неорганизованного выезда польских граждан в пункты формирования польских частей, а также организации материальной помощи членам семей польских военнослужащих[1].
С советской стороны были созданы все условия для формирования польских подразделений и прохождения ими боевой подготовки: при штабе армии и дивизиях организуются отделения Военторга с необходимым ассортиментом товаров, а также офицерские столовые по одной в каждом лагере и при штабе армии[2]. Создавались пищеварительные блоки, хлебопекарни, бани, жилье для командного состава и большие учебные поля. Для польских частей организуются клубы, библиотеки, типографии, кино, радио[3]. Ввиду нехватки жилья для рядового состава были построены землянки, для этой цели централизованным порядком были выделены: кирпичи, гвозди, кровельное железо и оконное стекло[4].
1 марта 1942 г. уполномоченный СНК СССР и Командования Красной Армии доложил Сталину И.В., что в соответствии с решением ГКО для размещения штаба, вспомогательных служб и польского офицерского состава предоставлены вполне пригодные помещения во всех необходимых пунктах. Рядовой состав размещается в палатках, и, учитывая местные условия, польские части размещены на хорошем уровне. Для размещения поляков используются: учебные корпуса педучилищ и школ, клубы, жилые дома, ветлечебницы, склады, чайханы, столовые, бездействующие мечети и пр. строения[5].
Так, мы видим, что с советской стороны в условиях жесточайшего дефицита денежно-материальных ресурсов делается все возможное и невозможное для облегчения положения поляков, при этом советские солдаты на фронте ждут помощи от польской стороны. Польская сторона в это время занимается боевой подготовкой для «грядущей» битвы с Вермахтом.
О результатах такой боевой подготовки Сталину И.В. докладывают следующее: «Офицеры (польские) совершенно не знают материалов опыта войны 1941-42 гг. Меры ПВО не принимаются. Обращает на себя внимание чрезвычайная скученность боевых порядков пехоты и неумение эшелонировать части в глубину. Новое оружие – автоматы и минометы – тактически и технически еще не освоены. Солдаты (польские) совершенно не умеют пользоваться лопатой и за все время окапываются условно. Командование (польское) не имеет представления о взаимодействии в условиях современной войны саперов с боевыми порядками наступающей пехоты и не умеют организовывать ночной поиск. Общий вывод – командный состав нуждается в срочной переподготовке[6].
Но польская сторона занимается не только боевой подготовкой и переподготовкой. Представители советского военного командования фиксируют в местах дислокаций польских частей факты самоуправства со стороны командиров и случаи бесчинств польских военнослужащих: предъявление незаконных требований к местным властям, таких, как немедленный ремонт мостов и дорог с угрозами, что при невыполнении «приказа» последует «ответственность по законам военного времени»; разворовывание колхозного и народного достояния; самочинное занятие действующих муниципальных зданий; похищение строительные материалов; кражи у местных жителей, рубка ценных пород деревьев для топлива и т.п.[7]
В связи с бесчинствами польских военнослужащих польское командование поставлено в известность, что по месту дислокации польских воинских частей органам НКВД и милиции отдан приказ впредь арестовывать на месте любого польского военнослужащего, нарушающего общественный порядок и интересы советских граждан, и предавать виновных суду советских военных трибуналов[8].
Рассмотрим вопрос, какие именно средства были выделены польской армии советским правительством?
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://naukaverakuljtura.com/бесчинства-польской-армии-как-удар-в-с/