Найти в Дзене
Священник Игорь Сильченков

Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Обьясняет священник Игорь Сильченков.

Оглавление

Христос не имел в Себе никакого греха, но с милосердием и любовью, с терпением и смирением относился к грешникам, как бы низко они ни пали. А мы вдруг решаем, будто кто-то из окружающих по своим грехам оказался ниже нас и мы теперь имеем право говорить или пускай даже только думать о таких грешниках с пренебрежением?

Неужели мы настолько уже разобрались со своими грехами, что пришла пора обратить внимание на чужие?

Ненависть – это дар Божий для человека, для его спасения.

Мы все ежедневно совершаем грехи, обижаем и раним ближних, раздражаемся, говорим неправду. А когда ближний задевает наше самолюбие, мы начинаем видеть в нём врага и обидчика.

Очень важно научиться разделять человека, как образ Божий и грехи, которые человек совершает.

Как этого достигнуть?

В Церкви за 2000 лет накопился богатейший духовный опыт. Главный опыт, который мы должны практиковать — это научиться видеть свои грехи, ненавидеть свою греховность.

Ненависть – это дар Божий для человека, для его спасения.

Ненависть — это необходимое условие, чтобы быть учеником Христа.

«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.» Иоанна 12:25
«А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. «1Иоанна 2:11

Когда мы ненавидим свою греховность и стараемся противостоять ей, мы становимся учениками Христа, идём за Любовью, идём к Любви. А если учитывать то, что мы все горделивые, самолюбивые — это тяжёлый труд. Нам тяжело себя осудить.

Но эта способность к ненависти у нас остаётся и требует своей реализации.

И если человек не хочет трудиться над собой, спасая свою душу, то дар Божий к ненависти находит применение в отношении окружающих.

Ненависть к ближнему — это удаление от Христа.

«А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.» 1Иоанна 2:11

Грех нужно ненавидеть. Но ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной даже для святых людей.

В древнем патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его — в Царство или в муку?“ Потрясенный этим, святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его грех, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти. Но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех прежде всего в себе самом. А ко всем прочим людям относиться так, как относился к ним Господь наш Иисус Христос — с любовью и состраданием. Конечно, сказать это гораздо проще, чем сделать. И все же вряд ли получится найти какой-либо иной практический способ исполнения этого парадоксального правила: ненавидь грех и люби грешника.

Ненависть должна быть направлена на свои грехи. Чтобы их видеть, нужно вести внимательную жизнь, внимать своему сердцу, находиться на очень строгом суде у своей совести, быть требовательным к себе, а не к другому.

Есть такое замечательное определение святости — это требовательность к себе и снисхождение к окружающим.

-Господи, даруй мне видеть свои прегрешения!

-2

-Господи, даруй мне помысел исповедания грехов своих! - произносим мы, обращаясь к Богу.

Пусть эти слова не будут пустым звуком, а станут нашей искренней молитвой!

И Господь, который каждому даёт просимое, не сразу, а по мере нашего духовного возрастания даёт нам увидеть наши грехи.

Почему не сразу?

Для того, чтобы не привести нас к отчаянию, страху и отхождению от Церкви. Чем крепче мы держимся за ризу Христову, чем смиреннее мы становимся, тем больше открывает нам Бог.

"А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит." (Евангелие от Луки 7:47 )

Читаем мы в одном из Евангельских эпизодов.

Но не самоедством по гордыне должен заниматься человек, а искренним покаянием и исповеданием через церковное таинство. Человеку, который тщательно готовится к исповеди и исповедуется часто, прощается много, и он много возлюбит. Такой душе, открывается, как милосерден к нам Бог, как много нам прощает. Такая душа всё больше и больше постигает Бога, Его любовь и премудрость.

Образное сравнение есть у святых отцов. Сколько бы не было у человека грехов, это всё равно жменя песка, хоть и миллионы песчинок. Если бросить их в море, море поглотит их и даже не замутится.

Нужно понимать, что ближний так же немощен, как и ты. Если ты занят своей духовной жизнью, то тебе и некогда смотреть на грехи ближнего.

"Грехи других судить Вы так усердно рвётесь, начните со своих и до чужих не доберётесь."
— Уильям Шекспир

Душа после внимательной, тщательной подготовки, искреннего покаяния и исповеди становится светлой, ангелоподобной. Исповедь ещё называют вторым крещением. А крещение омывает все грехи человека.

Душа, как зеркало становится чистой. И человек тогда видит, что человек — это одно, а грехи — это другое. И понимает, что ближний сегодня может согрешить, как и я, а завтра может раскаяться, очиститься и совершать добрые дела.

Личный опыт такой деятельной духовной жизни со временем даёт понимание и видение того, что мы должны видеть человека, а не грех его и прощать ближнего, как Господь прощает нас. А мы должны быть сыновьями Бога Вышнего и совершать это Богоугодное деланье.

Если вам понравилась статья и была полезна , ставьте "лайк". Это поможет увидеть её большему числу людей.

Священник Игорь Сильченков.