Нас, русских, часто упрекают в угрюмости. Говорят, что русский человек опасен своим фатализмом и способностью к любым физическим лишениям ради идеи.
Да, может быть. Но дело здесь всё-таки не в душе как таковой: потому что и рубаху последнюю отдаст тоже русский. Русская душа широка, как и его родина, и сурова, как родина. И дело посему – в родине.
По-моему, эту мысль уже высказывал Ключевский, а может, и вообще, всё это – никому не новость, но я продолжу, потому что есть куда.
Да. Русская душа – это отражение его родины. Дело в том, что характер всегда формируется в соответствии со средой. Если ребенок рос в социальной депривации, то и взрослым он будет скорее нелюдимым. К тому же учёные давно рассказали, что некоторые черты закрепляются на генетическом уровне (например, доказано на мышах, что страх может передаваться по наследству). Поэтому логично предположить, что и народы, которые жили на территории России, на генетическом уровне накопили многие особенности характера тупо из-за погоды.
Длительная русская зима, например, способствует замедлению обменных процессов; уменьшение светового дня порождает депрессию; а вкупе с отсутствием (по понятным причинам) полевых работ всё это закрепляет за народом в качестве национальной черты лень, которую у нас ласково именуют матушкой. При этом лень наша носит, так сказать, сезонный характер, что, по всей видимости, и выражается в общей амбивалентности русской натуры. Ведь именно русский потом начиная с весны, всё лето и до поздней осени пашет за семерых, и за семерых радуется жизни.
Да, конечно, сегодня в эпоху газа, электричества и интернета можно вполне перезимовать спокойно, не уничтожая всё нажитое в лучшие месяцы жизни (семейные отношения, там, или состояние, которое можно по депрессухе и пробухать). Но редкому русскому удаётся обойтись зимой без какой-нибудь жести.
Оно, кажется, и можно было бы человечеству как-то грамотно расселиться по земле, чтобы без этих русских горок температурных амплитуд обойтись. Но, вот, нет.
Я, так, и не представляю своей жизни без зимы.. И Достоевского без зимы тоже не представляю. Наверное, русскому человеку прямо необходимо периодически препарировать свою душу, чтобы понять.. и не свою даже, а вообще, человеческую душу. Может даже, миссия такая есть у русского народа, я не знаю.
Но одно я точно знаю, что как только снежок вот так ровненько ляжет на всё дерьмо, когда заискрится он под скупым зимним солнцем истинным сиянием, тогда душа русская успокаивается. И тогда столько всего понятно становится.
Русская зима – это непрекращающееся искупление. Вот.
Снова и снова.
Не-а.
Нормальная душа у русского и ничего не угрюмая.
Просто она больше знает.
Всем хорошей погоды, короче!
а вчера про дружбу писала.. хм. вот темы у меня. Завтра про справедливость напишу, ей богу)