Найти тему

Открытка «Паровоз Эл-2500» — герой обороны Севастополя

Сегодняшний выпуск рубрики #ИсторияОдногоПредмета посвящён открытке с паровозом Эл-2500 — героем обороны Севастополя.

Паровоз Эл-2500 был построен Харьковским паровозостроительным заводом в 1917 году по заказу Юго-Восточной железной дороги. С постройки поступил в депо Евстратовка, в 1930-е годы перешёл в депо Петропавловск, затем – Курорт-Боровое, следом – Сарыголь.

В 1941 году его внесли в состав бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя в 1941-1942 годах. По информации из книги Ефимцева «Железняков» бронепоезд получился слишком тяжёлым для стандартного паровоза серии Ов, и дополнительно к составу даже на боевых выходах цепляли обычный паровоз. Это и был паровоз Эл-2500. В составе он получил название Вспомогательный («чёрный»).

Немцы называли бронепоезд «Зелёным призраком» за устрашающий вид. Его неуловимость объяснялась отсутствием постоянной стоянки, состав перемещался из туннеля в туннель. Основная тактика заключалась в том, чтобы выехать на полной скорости из тоннеля, обстрелять противника и молниеносно скрыться в другом тоннеле. За этот момент артиллеристы наносили врагу серьёзный урон, а немцы зачастую не успевали сориентироваться и ответить тем же. Не менее эффективно поезд отражал атаки и с воздуха. За два года бронепоезд совершил более 140 выходов. К концу июня 1942 года бронепоездом было уничтожено свыше 1500 вражеских солдат и офицеров, сбито и уничтожено много техники противника. К сожалению, в результате контратаки с воздуха, бронепоезд оказался заваленным в Троицком тоннеле. Через несколько месяцев фашисты расчистили тоннель и вытащили бронеплощадку. На основе этой боевой машины они создали свою, которую назвали «Ойген». Но советский металл отказался служить захватчикам и никакого эффекта их поезд не произвел. Поэтому при отступлении немцы его взорвали. Паровоз Эл-2500 восстановили только в 1946 году и приписали к депо Джанкой, где он водил поезда по крымским магистралям вплоть до 1967 года.

24 октября 1967 года, как реликвия боевой славы, паровоз был передан железнодорожниками депо Джанкой Музею героической обороны и освобождения Севастополя. На почетную стоянку машину привела в Севастополь бывшая фронтовая паровозная бригада: машинист М.В.Галанин, помощник машиниста Е.И.Матюш, кочегары В.Г.Иванов и Ф.Ф.Черкашин.
Паровоз Эл-2500 был установлен в память о бронепоезде «Железняков» возле Севастопольского железнодорожного вокзала. На его тендере воспроизведена надпись «Смерть фашизму», как было на бортах утраченного бронепаровоза. В 1990-х годах к паровозу прицепили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180, которая активно участвовала в боевых действиях в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота.