Найти тему
Александр Снитовский

Самые провальные мегапроекты в мире

Ежегодно в мире проектируется и воплощается в жизнь огромное количество дорогостоящих проектов, способных вызвать удивление даже у самой искушенной публики. При взгляде на некоторые творения современных инженеров, архитекторов и конструкторов в буквальном смысле захватывает дух и даже как-то не верится, что все это создано руками простых смертных!

Бурдж-Халифа
Бурдж-Халифа

Однако иногда все складывается с точностью до наоборот, и амбициозные на первый взгляд замыслы на деле оказываются провальными...

Город Нейпьидо, Мьянма
Город Нейпьидо, Мьянма

Начну издалека – из Китая. Международный проект Ксианюнь (Xiangyun), расположенный в провинции Хэбэй, представляет собой город, площадью 7,2 квадратных километров. Ксианюнь состоит из двух основных частей - Южной, площадью 5,2 квадратных километра, заполненной элитными жилыми комплексами с низкой плотностью застройки; и Северной – площадью около 2 квадратных километров.

Ксианюнь
Ксианюнь

Эту часть города занимают по большей степени тематические парки, бизнес-центры, роскошные отели, рестораны и многое другое. Стиль застройки города – европейский.

Ксианюнь
Ксианюнь

Звучит здорово, правда? Если бы не одно «но»: Ксианюнь – город-призрак, и в нем абсолютно никто не живет. Никто не арендует шикарные апартаменты, не ужинает в дорогих ресторанах, не гуляет в парках и не рассекает по дорогам. Время от времени в Ксианюнь заглядывают лишь фотографы и блогеры ради эффектных кадров, но и они не задерживаются в городе надолго.

Ксианюнь
Ксианюнь

Безусловно, инвесторы едва ли предполагали подобный исход, когда выделяли 3 млрд долларов на этот проект. Но как же так получилось, что вместо современного мегаполиса получился город-призрак? В 2013 году, когда проект был в самом зачатке, он получил бешенную популярность на фоне экономического роста и строительного бума в Китае.

Ксианюнь
Ксианюнь

Ксианюнь казался весьма привлекательным проектов, поскольку застройщики обещали 55% территории отдать под парки и зеленые насаждения, что в перенаселенном Китае считалось большой роскошью.

Ксианюнь
Ксианюнь

Однако авторы проекта переоценили свои возможности, и последующие траты значительно превосходили средства, которые выделяли инвесторы. В итоге через 3 года компания-девелопер объявила о банкротстве, ею заинтересовались налоговая и правоохранительные органы. В итоге руководство получило строгий приговор, однако это мало помогло 10 000 инвесторов, которые так и не смогли въехать в свои недостроенные дома.

Ксианюнь
Ксианюнь

Проект, который изначально называли «Венецией Востока», превратился в гигантскую фотостудию под открытым небом, и постепенно пришел в запустение. А из-за смены конъюнктуры рынка и огромных масштабов Ксианюня, никто, ни власти, ни бизнес, до сих пор не спешит протягивать ему руку помощи...

Ксианюнь
Ксианюнь

Отправляемся в Бразилию, в город Манаус. В 2010 году, готовясь к проведению чемпионата мира по футболу, бразильские власти возвели на месте старого стадиона «Вивалдан» новое спортивное здание, названное «Арена да Амазония».

«Арена да Амазония»
«Арена да Амазония»

Стадион спроектировала немецкая архитектурная компания, которую вдохновили тропические леса Амазонии, окружающие Манаус. Металлические элементы и общий внешний облик нового стадиона должны были напоминать соломенные корзины, которые производились в этом регионе.

Строительство стадиона
Строительство стадиона

«Арена да Амазония»была рассчитана на 40 000 зрителей; в ней был ресторан, роскошные «люксы» для приезжих туристов и подземные паркинги. Проект старались сделать не только эстетичным, но и экологичным. Здание было оборудовано системами рециркуляции дождевой воды и естественной вентиляции.

«Арена да Амазония»
«Арена да Амазония»

В результате «Арена да Амазония»сумела принять 4 матча группового этапа Чемпионата мира по футболу 2014 года. Так же ее задействовали во время проведения Олимпиады-2016. Стадион стал домашним для клубных команд Монауса: «Насьонал», «Америка», «Рио Негро».

«Арена да Амазония». Чемпиона мира по футболу 2014
«Арена да Амазония». Чемпиона мира по футболу 2014

Правда, ни один из этих клубов не играет в высшей лиге страны и не вызывает у болельщиков особого интереса. Матчи местных команд собирают от силы 1000 зрителей, и инфраструктура стадиона попросту простаивает.

«Арена да Амазония»
«Арена да Амазония»

Строительство объекта обошлось в 300 млн долларов. 25% расходов взял на себя штат Амазонас, а 75% - Бразильский банк развития. Однако, после проведения Чемпионата мира по футболу, все стало понятно, что проект не только не окупится, но будет и дальше приносить убытки. Так за первые 4 месяца 2016 года доходы от продажи билетов и других услуг составили 180 000 долларов, а расходы на содержание – 560 000.

«Арена да Амазония»
«Арена да Амазония»

Почему так вышло? Это далеко не первый случай, когда страны, принимающие у себя крупные спортивные мероприятия, вкладывают огромные деньги в амбициозную инфраструктуру, которая больше никогда не используется по первоначальному замыслу.

«Арена да Амазония»
«Арена да Амазония»

Манаусу просто не нужен был стадион такого масштаба! Кроме того, из-за близости к экватору, в Манаусе слишком жарко, чтобы играть в такую активную игру, как футбол. Нг это, почему-то, никому даже в голову не пришло...

«Арена да Амазония»
«Арена да Амазония»

Следующая на очереди – Америка, штат Техас. В середине 1980-х годов США приняли решение построить крупнейший андронный коллайдер в мире! Мегапроект так и назвали – «Сверхпроводящий Супер Коллайдер» (ССК). 25 штатов прислали в общей сумме 43 заявки на размещение будущего объекта на своей территории. Борьба развернулась нешуточная, и во многом носила политический характер.

Расположение ССК
Расположение ССК

В 1991 году для Супер Коллайдера выбрали место в Техасе, в депрессивном городке Ваксахачи в 50 километрах от Далласа, и начали строительство. Конгресс США одобрил бюджет проекта на сумму 4,4 млрд долларов, но к 1993 году прогноз расходов возрос и превысил 12 млрд !

Строительство ССК
Строительство ССК

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, правительство США было вынуждено выбирать: выделять деньги на развитие космической станции (МКС) или на Супер Коллайдер. Как вы понимаете, МКС оказалась в приоритете, и 21 октября 1993 года проект ССК был закрыт.

Строительство ССК
Строительство ССК

На этот момент уже было построено 14 км тоннелей и 17 технических шахт, а также закончена вся инфраструктура на поверхности земли. Всего за это время было потрачено 2 млрд долларов.

Наземная инфраструктура
Наземная инфраструктура

Многочисленные попытки продать имущество не давали плодов вплоть до 2006 года, когда некая частная инвестиционная группа приобрела и землю, и постройки. Ходили слухи, что у компании были планы использовать ССК как большой дата-центр, но они не подтвердились.

Помещения
Помещения

Новые владельцы вывезли все оборудование для коллайдера за исключением некоторых подземных генераторов, а сам объект в Ваксахачи забросили. Так он и пустует до сих пор. Если бы запланированный коллайдер, мощностью 40 Тера электрон вольт, все-таки был построен, то по этому показателю он бы с легкостью переплюнул бы коллайдер в Швейцарии, так как европейский может сгенерировать всего лишь 14 Тера электрон вольт.

Помещения
Помещения

Так почему же строительство провалилось? Как говорят эксперты, основная причина резкого повышения расходов была связана с подземными работами: именно на них потребовалось более 7 млрд дополнительных инвестиций. Кроме того, ошибочное политическое, а не инженерное решение при выборе места размещения такого дорогостоящего и сложного объекта, нанесло огромный урон экономике Техаса и надеждам Американского физического сообщества.

Расположение объекта
Расположение объекта

А как обстоят дела с провальными мегапроектами в Испании? На пике экономического подъема в этой стране в 2006 году власти выдали разрешение на строительство грандиозного объекта – аэропорта «Ciudad Real» или Южного аэропорта Мадрида. Согласно первоначальным планам, он должен был разгрузить столичные аэропорты, обслуживая до 10 000 000 пассажиров ежегодно.

Аэропорт «Ciudad Real»
Аэропорт «Ciudad Real»

«Ciudad Real» был первым подобным проектом в Испании, поскольку его строительство обошлось в ошеломляющую сумму – 1 млрд евро. К тому же, длина взлетно-посадочной полосы составила 4100 метров – это одна из самых длинных полос в европейских странах. Благодаря ей аэропорт был способен принять любой коммерческий самолет, включая 575-тонный Airbus A380.

Взлетно-посадочная полоса «Ciudad Real»
Взлетно-посадочная полоса «Ciudad Real»

Все, казалось бы, шло неплохо, однако экономический рост в Европе сменился кризисом, и открытие объекта не привело к ожидаемым результатам. К тому же выяснилось, что расстояние между новым аэропортом и Мадридом слишком велико для того, чтобы пассажиры, следующие из столицы, планировали вылеты из «Ciudad Real» и наоборот.

Аэропорт «Ciudad Real»
Аэропорт «Ciudad Real»

За три года аэропорт так и не вышел на запланированный объем перевозок. Он прекратил свою работу весной 2012 года, после чего последовали банкротство. Суд принял решение выставить объект на продажу.

Аэропорт «Ciudad Real»
Аэропорт «Ciudad Real»

Сначала аэропорт хотели продать за 100 млн евро, но покупателей не нашлось. Тогда первоначальную цену уменьшили до 40 млн, но и это ни к чему не привело. В 2019 году объект заинтересовал всего одного покупателя – компанию «Janine International» из Китая, предложившей за него 10 000 евро. Представители китайской компании утверждали, что смогут наладить работу аэропорта, сделать его частью крупного хаба, занимающегося международными перевозками.

Аэропорт «Ciudad Real»
Аэропорт «Ciudad Real»

Как бы там ни было, вряд ли, расположенный в 200 километрах от Мадрида аэропорт «Ciudad Real» когда-нибудь заполнят туристы. Этот заброшенный аэропорт в Испании олицетворяет коррупцию местных политиков, которые, ради поддержки на выборах, настаивали на вложении государственных денег в заведомо нежизнеспоспособный проект.

Аэропорт «Ciudad Real»
Аэропорт «Ciudad Real»

Без неудач и, правда, не бывает побед, а ошибки могут возникнуть, как и в совсем незначительных, так и в мегапроектах. Но, когда из-за чьего-то желания казаться лучше других или политических игр, закрываются проекты, которые могли бы принести пользу всему миру, их основы остаются памятниками человеческой недальновидности.

Аэропорт «Ciudad Real»
Аэропорт «Ciudad Real»

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.

Увидимся на канале!