1. Кинезиологические упражнения
На занятиях используются кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (т.е. развивают мозолистое тело), повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма [4].
«Колечко». <Рисунок 3>. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем – двумя одновременно [4].
«Кулак – ребро – ладонь». <Рисунок 4>. Показать детям три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми – десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. При затруднениях предложить учащимся: «Помогай себе – вслух или шепотом – командами «кулак – ребро – ладонь» [4].
«Замок». <Рисунок 5>. Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который указывает ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение парами [4].
2. Пальчиковые игры
На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, так как речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих с пальцев рук [1].
Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения:
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Руки с сомкнутыми пальцами лежат на столе.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю [2].
Пальцы раздвигаются «веером».