Задаю своим студентам вопросы про сложности в учебе и, как они с этими сложностями справляются, что им помогает не бросить начатое образование.
В заочном (дистанционном) обучении, особенно для он-лайн курсов, часто используют такой показатель, как доходимость студентов до конца программы. Редкие он-лайн школы могут похвалиться результатом выше 70%. Показатель зависит, как от особенностей самой программы, так и от важности результата обучения для студентов и их мотивации.
Вы решили повысить профессиональные навыки, выбрали подходящую программу и начинаете учебу. Как не бросить то, что начали? Как успешно завершить выбранный курс? На что стоит обратить внимание с самого начала обучения? Советы от бывших студентов программ МВА.
Когда я через несколько лет после ВУЗа собрался снова учиться, долго раздумывал, стоит ли, вообще, ввязываться в историю с обучением или нет. Нужно мне дополнительное образование или не нужно? Справлюсь с учебой в параллель с работой и домашними делами? Пригодятся мне на практике материалы из учебников?
Выбрал я модульную программу МВА. Чтобы можно было себя в учебе протестировать и была возможность с меньшими потерями все обучение бросить, если уж совсем будет тяжело. Учиться, в итоге, было очень нелегко. Две большие сложности, с которыми пришлось столкнуться – организация своего личного времени и удержание учебы в фокусе внимания.
Управление своим временем
Времени на учебу всегда не хватает. Сложно добавить в свою текущую, обычно уже загруженную разными событиями, жизнь еще и обучение. Больше 24 часов в сутках не будет. Время надо либо уплотнять – т.е. меньше тратить времени на привычные вещи, что-то делать быстрее, находя нужные резервы эффективности. Либо критически посмотреть на свой ритм жизни и от чего-то в нем отказаться, освободить время. Возможно нужно отказаться от каких-то привычных вещей временно, только на время учебы.
Помню, один мой европейский сокурсник радовался, что скоро диплом получит и купит себе новый автомобиль. Он жил в пригороде, ездил на работу в центр каждый день на машине. Когда начал учиться на программе МВА, продал свою машину, пересел на электричку, чтобы получить возможность час-полтора в день почитать учебники в дороге.
Мне так кардинально жизнь менять не пришлось, но я часто «откусывал» время для своей учебы у пятничных и субботних вечеров. Много письменных работ написал после полуночи, когда домашние уже засыпали и никто от учебных заданий не отвлекал.
Одна из самых распространенных рекомендаций от выпускников начинающим студентам - заниматься учебой каждый день, хоть совсем чуть-чуть, хотя бы по 15-20 мин, но ежедневно. Эффект двойной, с одной стороны, так новый материал в голове лучше укладывается, по частям. С другой стороны, создается ощущение чего-то завершенного, сделанного, чувство выполненного долга. Авральная подготовка в последние дни перед экзаменом, тоже, конечно, помогает его сдать, но в памяти мало что потом остается.
Часто авторы учебных курсов указывают время, необходимое для изучения конкретных материалов по теме, написания контрольной работы итд. Возможно, они ориентируются на самых шустрых и умных. Большинство моих студентов всегда тратили больше времени на подготовку, чем было написано в методичке. Это тоже приходилось учитывать при планировании времени.
В общем, нехватка времени – вопрос личной организации. Каждому имеет смысл сделать свой индивидуальный план-график под свой темп обучения. И заложить в нем резервы под непредвиденные обстоятельства. Которые обязательно появятся. Если, что-то непредвиденное может произойти, оно обязательно происходит. Говорят, что в наше турбулентное время, форс-мажоры уже не исключение, а подтверждение нормальности, то что вы на правильном пути.
Управление своей мотивацией
В дополнительном образовании много самостоятельной, индивидуальной работы, общения онлайн и очень редко бывают очные мероприятия. Это все требует особенной самодисциплины и само-мотивации. Не у всех самодисциплины хватает. Учиться одному, автономно и не потерять к учебе интерес вообще очень сложно. Помогает понимание своей мотивации и "ресурс группы".
Упрощает задачу мотивации понимание ответов на простые вопросы:
- "Зачем я здесь и чего я хочу?"
- "Что я смогу делать нового или по-другому, после окончания обучения?"
- "Что мне это обучение даст в профессиональной или личной жизни?"
- "Как изменится моя жизнь после окончания обучения?"
Лучше всего задать себе на эти вопросы в самом начале обучения, записать ответы в записную книжку и периодически на них посматривать. Если появляется ощущение, что что-то не так со смыслами ответов, стоит повторно себе эти вопросы задать. Возможно, старые цели стали не актуальны. Появились новые? Насколько текущая учеба им соответствует?
Какие еще есть полезные ресурсы поддержки в обучении? Очень помогает общение с коллегами в учебной группе. Понимание, что ты не один, не сильно уникален со своими сложностями понимания материала, добавляет, в итоге, и сил, и уверенности.
Важная тема - очные семинары. Их обычно очень мало. Главное – в них участвовать, несмотря на нехватку времени, даже если не прочитал материалы, устал, не уверен, что это надо, далеко ехать итд. Семинары дополняют учебные чаты, командные задания, группы самоподготовки и прочее. Самое главное в них - живое человеческое общение, самый важный ресурс, которого больше всего не хватает в заочном образовании. Его надо использовать.
При желании еще, можно наладить дополнительное общение с сокурсниками вокруг изучаемых тем или каких-нибудь общих интересов или, например, хобби. Вроде, к учебе напрямую не относится, но поддержанию внимания на учебном процессе помогает.
Кстати, часто конкретные рабочие ситуации из практики коллег (кейс-стади) и их решения оказываются полезней и практичнее материалов из учебника. Эти возможности - поучиться у свои коллег, перенять у них опыт - студенты часто недооценивают.
Итого, чтобы начатое обучение успешно закончить, очень полезно:
- С самого начала обучения четко понимать цели своего образования,
- Составить индивидуальный план-график учебы и стараться ему следовать, с поправками на форс-мажоры,
- Стараться активно использовать все возможности, доступные ресурсы и преимущества программы обучения.
Написано на основе личного опыта, разговоров с коллегами и общения с выпускниками программ дополнительного профессионального образования.