Найти в Дзене
Ralff Models

Ранние ЕрАЗы. Все что было до модели 762А.

В интернете за последние лет 5 появилось много подробной информации по ЕрАЗам. Но большинство обходят стороной самый ранний и неизведанный период с 1966 по 1971 год, когда выпускалась базовая модель 762 без литеры. Давайте разбираться.

Один из первых фургонов завода ЕрАЗ выглядел так.

Один из первых образцов, который работники подготовили к 1 мая 1966 года.
Один из первых образцов, который работники подготовили к 1 мая 1966 года.

Хорошо что удалось найти фотографию, где можно точно увидеть, что первые автомобили повторяли по внешнему виду прототипы.

Один из самых первых опытных фургонов ЕрАЗ 762. У него характерные горизонтальные полосы, которых не будет на серийных фургонах.
Один из самых первых опытных фургонов ЕрАЗ 762. У него характерные горизонтальные полосы, которых не будет на серийных фургонах.

Таких прототипов было несколько, внешне они отличались незначительными деталями. В основном шильдиками и расцветкой. Первые выпуски имели номера серии АРД с цифрами 78-хх. Есть номер со второй цифрой 14, есть с цифрой 16 (вероятно был и с цифрой 15)

А вот на 1 мая 66 года возможно выкатили образец с номером АРД 78-17, о чем свидетельствует вот такая фотография

Другая фотография ЕрАЗа 1 мая 1966 года.
Другая фотография ЕрАЗа 1 мая 1966 года.

Хотя точнее сказать, фотография та же, что и в начале статьи, на ней не видно расшивки боковой панели, зато видно номер. Очень похоже на 78-17 АРД. Другой информации о первых прототипах мне найти не удалось, пока в интернете мне не попалось еще фото

Автомобили с табличками №1, №2 и №3.
Автомобили с табличками №1, №2 и №3.

Теперь мы видим три машины, с соответствующими табличками. Еще их характерная черта - бампера от модели 977Д.

После того, как 1 мая 1966 года публике показали первые фургоны, началось производство. Пока его еще сложно назвать серийным. Автомобили выглядели так

Кузов стал абсолютно гладким, в крыше на тот момент было 2 лючка, с боковой двери исчез молдинг, но остался его короткий отрезок между дверью и аркой.

В 1970 году завод готовился к выпуску модели 762А, ее кузов будет намного больше унифицирован с кузовом РАФ, но до начала производства остается еще год, а модель 762 ждет одно изменение.

Модель 762 с некоторыми изменениями
Модель 762 с некоторыми изменениями

Сейчас сложно точно определить дату, когда 762 модель претерпела первые изменения, вероятно это 1969 год, если верить дате рекламных проспектов, но скорее всего это 1970 год, если судить по фотографиям сборочного конвейера.

Лючок на крыше остался один. Появилась выштамповка на передней панеле ( она же в дальнейшем появится на РАФах, так как теперь ЕрАЗ будет выпускать некоторые кузовные детали на обе марки). Почему-то на данной модификации исчезли все шильдики, притом как спереди, так и сзади, а вентиляционные решетки сместились в заднюю часть кузова.

Шильдиков сзади тоже нет
Шильдиков сзади тоже нет

Отдельно стоит отметить выштамповки на крыше

Изначально я думал, что они были только на поздней модификации 762 1970 года, но попалась вот такая фотография

Модель 762А с продольными выштамповками на крыше
Модель 762А с продольными выштамповками на крыше

Как мы видим, это уже унифицированный с РАФом кузов модели 762А, но выштамповки на крыше все еще продольные. А сбила с толку меня вот эта фотография

Модель 762А с поперечными выштамповками на крыше.
Модель 762А с поперечными выштамповками на крыше.

На ней опытный образец (о чем свидетельствует номер "проба") модели 762А, вероятно 1970 года. Конечно в нем заводчане воплотили все имеющиеся на тот момент задумки, но в серию как обычно пошел несколько упрощенный вариант. В частности поперечные выштамповки на крыше появятся только на модели 762Б, а вот молдинга на боковой двери грузового отсека как не было на серийных фургонах, так и не будет вплоть до конца производства. На этом историю модели 762 можно заканчивать.

762й без литеры получился достаточно самобытным, поэтому пытаясь перепилить в него журнальный РАФ 977ДМ я сильно пожалел о своем выборе. Об этом я расскажу в следующей статье.