Этот фильм 1973 года, вероятно, успел застрять в памяти у всех, кто его смотрел. Кельтские ритуалы, жертвоприношения во имя солнечных богов и урожая, культура язычников, напоминающая беззаботных хиппи и присущий тому времени «возврат к природе» — ленту Робина Харди помнят за странную, мистическую атмосферу, которая обволакивает и вызывает дискомфорт. Мы также заранее знаем, что расследование набожного полицейского, прибывшего на шотландский остров ради поисков пропавшей девочки, закончится весьма плохо (и получим один из самых жутких финалов!)
Но «Плетеный человек» силен не только этим — своей таинственностью и макабром. Помимо образов: деревянного чучела со сжигаемой жертвой, ритуальных плясок под фолк и тревожных маскарадов (жители острова в масках кролика), в фильме прочерчена линия противостояния — христианской и языческой веры. Первая, вполне по-Ницше, ознаменована «смертью Бога», а вторая — срыванием всех сдерживающих человечество пломб, которая, вместе со свободолюбивой моралью 60-70-х, наливает старые языческие верования новыми соками.
В конечном итоге, этот умный и проницательный ужастик Робина Харди является ничем иным, как остроумным наблюдением за двумя религиозными крайностями, убеждениями до фанатизма, которые высвобождают в мир страшные иррациональные силы и взаимную нетерпимость. Лучшего жанрового фильма для весеннего сезона, пожалуй, не найти, а известное всем нам «Солнцестояние» Ари Астера: в эстетике, приемах саспенса и композиции, во многом обязано этой культовой ленте.
Больше о кино - в Телеграм- канале t.me/cinemacritique