Эффективный и сплоченный коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств. На группу влияет множество факторов: стиль руководства, экономическая обстановка, социально-психологический климат, мотивации ее участников и многое другое. Многие организации и учреждения в процессе развития и формирования коллектива поддерживают специалисты-психологи, которым, в свою очередь необходимы надежные и удобные инструменты для работы с группой и ее диагностики.
Самые эффективные методики для работы с группой от «Иматон»:
Разработана для диагностики малой группы в совместной деятельности, формирования и развития навыков командной работы. Применение методики дает возможность в течение нескольких минут наглядно продемонстрировать взаимодействие в группе и взаимоотношения между ее членами. «Арка» предназначена для работы с группами от 2 до 20 человек, от групп школьников до профессиональных коллективов. Эта методика – уникальная разработка, позволяющая работать с самыми различными категориями малых групп: как слаженных, так и неоднородных по возрасту, социальному статусу и другим характеристикам, коллективов.
Методика «Арка» отлично подходит для изучения психологического климата коллектива и позволяет быстро и качественно диагностировать и изучать такие важнейшие факторы, как:
· навыки командной работы;
· сплоченность группы;
· эффективность совместной деятельности;
· сложные механизмы взаимодействия членов группы в различных условиях;
· вопросы лидерства;
· стрессоустойчивость группы;
· мотивация группы;
· трудности и ошибки на различных этапах командного взаимодействия;
· психологический климат коллектива.
Этот психологический инструмент будет доступен и полезен и практическим психологам, и педагогам, бизнес-тренерам и специалистам по работе с персоналом, в рамках диагностической и формирующей работы с детскими, молодежными, спортивными, профессиональными, а также смешанными коллективами, семьей. Особенные диагностические и коррекционные перспективы использования методики появляются в тех сферах, в которых очень важны коллективные действия в решении особо важных, сложных специальных задач: в профессиональных спортивных командах, военных и силовых структурах, специализированных закрытых ведомствах. Также необходимо отметить обширные возможности использования «Арки» при работе с детскими коллективами: в специальных интернатах, детских лагерях, коррекционных группах, детских и воспитательных домах, медицинских учреждениях.
Авторы методики:
Чернышев Алексей Сергеевич - профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии Курского государственного университета. Статья «Памяти Алексея Сергеевича Чернышева (воспоминания коллег)» в Психологической Газете.
Сарычев Сергей Васильевич - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Курского государственного университета.
«Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки (отсюда и название прибора), которую группе испытуемых необходимо собрать, действуя совместно в определенных условиях, назначенных экспериментатором. Конструкция состоит из основания, свода, составленного из 27 элементов («кирпичиков») и крепежного обода с замком. «Кирпичики» пронумерованы и складываются только в строго определенном порядке. Собранную «Арку» необходимо закрепить ремнем с пластиковым замком. Задача считается выполненной, когда испытуемая группа соединит все элементы, закрепит конструкцию и соединит две части замка. Психолог-экспериментатор засекает время работы группы с помощью секундомера, ведет протокольную запись процесса выполнения задания, иногда применяется звукозапись и видеосъемка.
В своем исполнении эта методика также уникальна: сборно-разборная конструкция – ручная работа, выполненная из натурального бука, очень прочная, долговечная, качественная и приятная на ощупь. К методике также прилагается методическое руководство, содержащее подробное описание диагностической процедуры, возможностей решения задач формирующего и психотерапевтического характера. Испытание надежности и эффективности деятельности группы проводится в стандартных и измененных условиях. В материалы методики входят секундомер и удобные бланки фиксации результатов.
«Арка» может стать незаменимым помощником и отличным многозадачным инструментом для специалистов психологической практики и не только. Сложно переоценить возможности и перспективы данной методики в руках профессионалов!
Эффективный инструмент, направленный на многоаспектную работу с группой. Методика является инструментом побуждения людей к позитивной социальной активности, конструктивным межличностным отношениям, влияет на процессы индивидуального и группового сознания, оказывает воздействие на все основные сферы жизнедеятельности организации. Методика прошла многолетнюю апробацию в Вооруженных силах РФ. Диагностическая часть методики представляет собой модифицированный вариант метода экспертных оценок, допускается тестирование групп общей численностью до 20 человек.
Методика позволяет решать следующие задачи:
· диагностика уровня развития отношений в различных группах и коллективах, состоящих из военнослужащих, рабочих, студентов, подростков и т.д., а также лиц, находящихся в местах лишения свободы;
· выявление источников и причин возникающих в группах негативных явлений, таких, как насилие, жестокость, издевательство, обман, вымогательство, хищения и т.д.;
· предотвращение негативного влияния групп асоциальной направленности на личность членов групп, предупреждение разрушения личности взрослого человека и превращения его в «послушного ребенка» через групповое давление «своих»;
· профилактика и коррекция группового делинквентного поведения, преступлений и происшествий, связанных с нарушением взаимоотношений;
· оптимизация групповых норм и ценностей, улучшение морально-психологического климата в группах, гуманизация межличностных отношений;
· исключение ошибок при выдвижении кандидатов на руководящие должности, повышение роли, авторитета и ответственности руководителей;
· обучение руководителей психологическим основам понимания структуры и развития групп, методам воспитательной работы.
Методика «Вектор» может быть использована в практике работы:
· руководителей (особенно в военной сфере)
· психологов
· тренеров-консультантов
· педагогов
Автор методики: Мельников Валерий Григорьевич, - руководитель регионального центра психологической работы Пушкинского института радиоэлектроники космических войск, автор концепции «динамическая модель группы», консультант по организационному развитию, автор монографии «Динамическая модель группы: теория и практика развития группы, организации», отмеченной премией министра обороны РФ.
Подробнее о методиках для диагностики группы от Компании Иматон