Найти тему
дневник ролевика

Фехтование и унижение: бой маэстро Матиньи и неизвестного ирландца

Продолжаем внезапную серию разборов поединков из известных фильмов по просьбам читателей, раз уж вам зашло...)) Сегодня на очереди - "квалификационный" бой маэстро Матиньи и кандидата в ученики - ирландца из сериала "Сатисфакция".

В качестве вводной скажу следующее. С точки зрения психологии и сюжета "старый дьявол" Матиньи уже на отборочном, квалификационном этапе проводит то, что мы сейчас назвали бы "стрессовым собеседованием". То есть целенаправленно доводит кандидатов в его ученики до белого каления, отслеживая реакцию - кто взъярится, кто потупит глаза, кто стерпит прямое оскорбление, а кто сделает каменное лицо и лишь сверкнет глазами, только лишь этим продемонстрировав страстное желание заколоть маэстро наповал.

Он перед всеми унизил итальянца и немца, первого вдобавок пренебрежительно ткнув тростью, а со второго сбив шляпу - страшное оскорбление для мужчины и дворянина по тем временам. Эти стерпели, они оба плюшевые. Из таких не получится хороших мечников. Хороших воинов, поскольку Матиньи растил не абы каких фехтовальщиков, а именно воинов. Вспомним, забегая вперед, аттестационный, окончательный экзамен - бой с самим маэстро почти что насмерть. Кстати, вспоминая также вчерашнюю серию статей - у ситхов в "Звездных войнах" было вообще в период их расцвета принято, чтобы ученик рано или поздно убивал в поединке своего учителя. В фильмах этого нет, но по канону есть...)

Итак, единственный, кого маэстро удостоил вступительного поединка - рыжий ирландец в килте и пледе. Только он хотя бы взглянул на Матиньи зверем в ответ на оскорбления.

Кстати, каждого из упомянутых Матиньи приложил максимально обидным образом. Итальянцу досталось за макароны и кислое вино, гамбургскому немцу из семьи священника - на почве религии, а ирландцу - оскорбление в адрес его отца. Этого ни один нормальный ирландец или шотландец стерпеть не должен.

Далее, собственно, начинается поединок, причем Матиньи демонстративно не берет в руки шпагу, даже тренировочную, а обходится тростью. Это дополнительный способ унизить противника - и так проверить, насколько и как он контролирует свои эмоции.

Насчет самого поединка, забегая вперед, скажу - ничего невозможного там нет. И, в принципе, с подготовленным фехтовальщиком те приемы, что применял Матиньи против ирландца, не пройдут, или пройдут, но не так, как ему хотелось бы. Но именно чтобы поставить на место чересчур рьяного неофита - они годятся.

Первым делом Матиньи отсушил противнику левую руку, которой тот попытался было работать. Левшей в фехтовании недолюбливают - их и неудобно учить, и с ними неудобно драться, они "зеркалят" все твои стойки. Но этот конкретный рыжий ирландец явно был амбидекстром, причем, скорее всего, переученным правшой, поскольку тренировочную рапиру, брошенную ему Матиньи, он поймал правой рукой. Затем сорвал с себя плащ, прикрывавший левую руку, и только после этого перебросил в нее оружие.

Парень захотел выпендриться...)

-2

У истинного, не переученного левши плащ никогда не будет прикрывать левую руку.

Кстати, удар Матиньи нанес очень "плохой" - целился по запястному суставу.

Атакует ирландец очень размашистыми рубящими ударами, скорее как родным островным палашом, нежели как шпагой.

-3

Но то, что работает для палаша, то не очень подходит для шпаги в колющем французском стиле. Далее Матиньи, прикинув скорость и тактику оппонента, берет его шпагу в соединение, "закручивает" (грешен, не помню, как этот прием называется, но это классика европейского колющего меча), и выходит из линии, то есть с прямой, соединяющей двух бойцов. Маэстро широко шагает влево, а ирландца, закрутив его шпагу, наоборот, выталкивает вправо относительно себя (и влево относительно него).

Но здесь есть нюанс. Поединок очень хорошо поставлен, но если присмотреться, видно, что актер, играющий рыжего, поддается. Он делает шаг влево (от себя) до того, как его туда "направляет" маэстро. И слишком глубоко проваливается. В реальной ситуации такая сцена, скорее всего, кончилась бы для него ранением руки с внешней стороны, но такого глубокого провала, аж на несколько шагов, он не должен был сделать.

А вот это - мое любимое:

Сорри за качество, "Сатисфакция" в сети вся такая...
Сорри за качество, "Сатисфакция" в сети вся такая...

Я привык называть эту стойку "подвешенное острие". Во французской школе у нее могут быть другие названия, непринципиально (маэстро, кстати, учит тому, что больше напоминает старую болонскую традицию).

Меч в вытянутой и слегка приподнятой руке, направлен в лицо противнику, клинок слегка опущен. Это, чтоб вы знали, один из классических способов "низводить и курощать" новичков. Я сам такое иногда делал, грешен...)

Проблема оппонента в том, что с этой стойкой неофит чаще всего не знает, что делать. Она надежно перекрывает любые траектории атаки на противника, в том числе в руку (особенно при наличии хорошей гарды), но при этом угрожает тебе уколом в лицо. Как правило, люди пытаются сбить меч врага из этой позиции. Чаще всего безуспешно, что мы и видим.

Ирландец пытается сделать батман, но у него ничего не выходит - маэстро легчайшими кистевыми движениями уводит трость, которой работает, из-под удара, мгновенно возвращая в прежнюю позицию. При наличии меча с подходящим балансом и натренированной руки - это несложно сделать. И даже если батман, очень сильный и быстрый, вдруг пройдет, и меч отклонится с траектории - вернуть его на прежнее место - дело трети секунды, а вот противник, нанесший слишком сильный удар, значительно рискует "провалиться". Что чревато.

Минусов у этой стойки два. Первый - она динамическая. Рука в ней быстро устает. Второй - она "забирает" весь запас дистанции (рука-то прямая) и дает мало возможностей для атаки. Атака возможна либо кистевым ударом - а они преимущественно слабые - либо уколом, при этом для укола у тебя нет запаса "пружины" в виде согнутого локтя. Поэтому укол приходится наносить либо с ног, например на длинном шаге (что противник может заметить и отреагировать), либо - резко подав весь корпус вперед, сильно прогнувшись. Что опять-таки не всегда эффективно и может быть чревато.

Поэтому долго в такой стойке не стоят. Но ее часто используют для проверки скорости противника и его боевых навыков, она безопасна для кратковременной обороны.

Собственно, что мы и имеем: маэстро неожиданно вообще убирает руку к бедру, не ожидавший этого ирландец мешкает, открывается - и получает обидный тычок в живот:

-5

Правда, зачем ирландец при этом пытался нанести удар в правое бедро маэстро, я так и не понял)))

-6

Как раз из такого положения все нижние удары очень легко отбиваются. То ли он подумал, что здесь какой-то хитрый план, то ли недоработка постановщиков боя)))

Далее маэстро повторяет свой коронный трюк с "завинчиванием" клинка противника (на чем строился его коронный удар, как мы узнаем в будущем), разрывает дистанцию, отходит... Опять "подвешенное острие" - игра на раззадоривание противника. Затем он в какой-то момент вообще убирает оружие, противник совершает ошибку - делает очень длинный выпад в лицо или горло. Матиньи уходит в диагональ, опять-таки с той самой центральной линии, и бьет ирландца по руке. Вот именно этим и опасен выпад, кстати.

-7

Дальше можно уже не расписывать. Там сплошное моральное унижение молодого бойца, построенное в основном на мастерских уходах Матиньи с той самой прямой линии. Уходов в сторону.

Собственно, в нормальном фехтовании (не в современном спортивном) умение выполнять такие уходы, своевременные отшаги вбок с линии атаки с абсолютным сохранением равновесия, и есть один из признаков мастера. Они довольно легко могут даваться на тренировке - но их адски тяжело выполнять в бою, потому на решение у тебя - десятая доля секунды.

Противник-то не станет сообщать, какую атаку или какой прием он намерен выполнить...)

Товарищи, подписывайтесь на каналы "Дневник ролевика" и "Рыжий рыцарь" в боте Телеграм @ZenReaderBot. Тогда оповещения о новых статьях будут приходить к вам мгновенно, и не придется открывать ВК или ленту Дзена.

Для подписки нужно использовать команду /add. После этого ввести в чате https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika и
или https://zen.yandex.ru/ryzhij_rycar