По сути, предполагая, что студия хорошо изолирована от внешнего шума, для музыканта всё сводится к двум вещам.
- Вы не можете изменить собственное исполнение после записи.
- Вы не можете исключить из записи акустику помещения.
Вы можете смягчить обе проблемы до некоторой степени. Можно записать три дубля и скомпоновать их вместе, а также использовать автотюн для исправления плохой интонации. Но вы не можете вдохнуть жизнь, динамизм и энергию в плохое исполнение с помощью его последующей обработки.
Точно так же разумный эквалайзер и более продвинутые методы могут смягчить эффект плохого пространства. Но всегда за счёт качества!
Акустика помещения является результатом отражения звука от стен. Как правило, маленькая комната будет хуже, чем большая комната, квадратная комната хуже, чем прямоугольная, а прямоугольная комната хуже, чем комната с «косой» стороной (стеной). Акустика помещения создаёт эхо и реверберацию.
Поскольку вы не можете изменить акустику помещения, не означает ли это, что вам следует записываться в безэховой камере? Ведь вы всегда можете добавить эхо и реверберацию впоследствии. Проблема в том, что никто не может толком петь в безэховой камере. Ваш голос просто «пропадает». Певец должен чувствовать присутствие комнаты, чтобы петь. То же самое касается акустических музыкантов. Даже при пении в наушниках всё равно нужно слышать и чувствовать акустику.
Так что любые комнаты для записи — это всегда компромисс. Больше «живости» — больше реверберации, зафиксированной в записи, которую потом невозможно убрать. Или более «мёртвое», более слабое выступление певцов и музыкантов — возможно, до такой степени, что оно того не стоит. Близкое расположение микрофона избавляет от большей части акустики помещения.
У больших комнат есть свои проблемы. Они намного дороже, и их гораздо сложнее сделать акустически изолированными. Грузовики и самолёты, грохочущие и ревущие на вашей записи — это то, от чего вы не сможете избавиться впоследствии. В больших городах самые востребованные студии (их комнаты), как правило, меньше, чем вы хотите.
Есть три идеи, которые можно использовать вместе.
- Подберите правильную форму и размер комнаты. Есть даже онлайн-калькуляторы, которые подскажут идеальные размеры вашей комнаты для записи. Точная форма действительно имеет значение. Если есть возможность, сделайте косую стену и косую крышу. Если это невозможно, сделайте зигзагообразную стену с одной стороны, чтобы звук не отражался с одной стороны на другую.
- Используйте диффузию для распространения звука. Акустические диффузоры случайным образом рассеивают звук, создавая впечатление, что вы находитесь в гораздо большей комнате. Они разбивают «стоячие» волны, избегают обратного эха и помогают большинству акустических инструментов и певцов.
- Используйте абсорбцию (поглотители звука) с осторожностью. Это гораздо дешевле и проще в установке, чем диффузоры, но это высасывает жизнь из комнаты. Лучше иметь портативные поглощающие панели и получать как можно более «правильный» звук, первым делом используя диффузию.
Мы соорудили студию на старой бумажной фабрике пару лет назад, используя в основном диффузию. Она отлично подходила для записи вокала и акустических инструментов. Но когда пришла команда, чтобы записать дубляж для фильма, нам пришлось использовать всё возможное поглощение, которое у нас было, чтобы сделать звук достаточно «мёртвым», чтобы инженеры смогли впоследствии обработать его.
По материалам публикации (англ.).