Евгений Розенталь, директор управляющей компании "Розенталь Групп"
В последнее время мы видим падение реальных доходов населения, из-за чего уменьшается его платежеспособность. Причины этого всем очевидны. Среди тех, кто не платит, есть не только малообеспеченные граждане, но и люди со средним и высоким достатком, которые откладывают оплату жилищно-коммунальных услуг по разным причинам. Естественно, что это не может не сказаться на деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
Скажу больше, ЖКХ, как никакая другая отрасль, первой чувствует последствия уменьшения платежеспособности. И, от того, насколько адекватной будет наша реакция, зависит стабильность, и эффективность работы отрасли, деятельность которой, затрагивает практически каждого жителя России. Сегодня все прекрасно понимают, что жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из основных отраслей экономики страны и перебои в ее работе недопустимы.
Официальная статистика называет "страшные" суммы: по состоянию на 2021 год долги граждан и юридических лиц за жилищно-коммунальные услуги в России превысили 1,7 трлн рублей. Ежегодно размер задолженности за жилищно-коммунальные услуги увеличивается в среднем на 10 процентов. Увы, ни государству, ни нам - управляющим компаниям, не удаётся пока переломить эту негативную тенденцию. А ведь растет не только задолженность за жилищно-коммунальные услуги, растет и количество должников.
Естественно, мы в нашей управляющей компании не сидим без дела и постоянно усиливаем работу по взысканию задолженностей. Тут даже важнее не само взыскание и покрытие долгов, важнее понимание долгосрочных трендов: насколько собственник способен, вернувшись к своей привычной жизни, рассчитаться по долгам и как быстро это произойдет.
От такой информации зависит и деятельность управляющей компании: на какой срок кредитоваться, какие суммы брать в кредит, как грамотно распределять текущие затраты. Сегодня это - огромный пласт работы. На него мы обратили свой взор и наскоком эти проблемы решить невозможно, нужен грамотный подход.
Можно увеличить количество людей, занимающихся в управляющей компании взысканием долгов, но будет ли их деятельность эффективной? Увеличение штата не всегда приводит к нужному нам результату.
Следует понимать еще, что управляющая компания не может, как банки, тратить 10 процентов от суммы на проведение претензионной работы. Ведь в структуре оплаты у нас большую часть занимают коммунальные платежи, с которых мы вообще ничего не зарабатываем. Поэтому мы начали искать на рынке готовые и действующие средства для автоматизации этого процесса. Мы понимали, что много в этом достаточно рутинных и механических движений, которые, как нам казалось, можно автоматизировать. И мы были уверены, что уже давным-давно кем-то это придумано.
Какого же было наше удивление, когда после долгих поисков и изучения рынка мы выяснили, что в России сегодня нет таких программных комплексов для автоматизации процесса по взысканию долгов! Их просто не существует!
Да, мы нашли публикации Сбербанка, в которых рассказывалось о внедрении внутренней разработки у себя аналогичных продуктов. Она признана успешной, эффективной, позволила перепрофилировать большое количество сотрудников с работы по взысканию долгов на другие востребованные виды деятельности. Но это внутренний банковский продукт и к деятельности ЖКХ никакого отношения не имеет. Всё-таки взыскание долгов в банках и в жилищно-коммунальном хозяйстве - это совершенно разные процессы.
Нам ничего не оставалось, как самим начать разработку так необходимого программного комплекса для автоматизации процессов по взысканию долгов в сфере ЖКХ.
Тут нужно вспомнить про две особенности работы жилищно-коммунального хозяйства. Первая особенность в том, что у нас есть дополнительные рычаги и инструменты влияния на должников. Например, это ограничение или полное исключение подачи коммунальных услуг.
Но для того, чтобы этот рычаг или инструмент применить необходимо пройти достаточно сложный путь по предупреждению должника, затем должны применяться санкции по ограничению и только потом - по отключению коммунальных услуг. И этот процесс занимает не менее двух с половиной месяцев. А если собственник не получает уведомление или просто отказывается его получать, то тогда мы просто заходим в тупик.
Вторая особенность - перед подачей иска на должника в общем порядке судебного производства мы сегодня обязаны сначала подавать судебный приказ. А собственники судебные приказы очень часто отменяют и нет срока в течение которого собственник может отменить судебный приказ. И продолжаться это может и месяц, и год, и два года. О какой эффективности работы в таком случае можно говорить?
Это еще значительно усложнило нашу деятельность. Ранее мы подавали иск, получали судебное решение и передавали его в службу судебных приставов, и с ними далее взаимодействовали. А сейчас добавилось еще одно промежуточное звено, которое сильно тормозит процесс. Плюс для составления судебного приказа нам нужно больше данных о собственниках, которые не всегда у нас есть.
Вот мы и решили разработать программный комплекс по автоматизации столь долгого процесса. Но в реальной жизни всё оказалось не так просто, как нам виделось изначально. Мы только на период проектирования этого модуля потратили почти 5 месяцев! А когда закончили этап проектирования, то увидели достаточно сложное программное решение и поняли, что нам надо его еще дальше программировать и реализовывать. А на это тоже нужны дополнительные силы.
Сейчас этот процесс подходит к логическому завершению, и мы надеемся, что после его внедрения сможем не только уменьшить объем дебиторской задолженности населения, но и сможем получить понимание процесса, строить перспективные планы, оценивать объем поступающей платы.
Когда мы начали заниматься разработкой этого модуля, пришли к интересному выводу: если задолженность структурировать с помощью программы (разделить по периодам, по суммам, по муниципальным образованиям) и постараться поискать закономерности (какая легче оплачивается, какой вид предупреждения эффективней, как на исковое заявление собственник реагирует), тогда мы можем вести себя более прагматично. То есть не тратить время на механизмы, которые не приводят абсолютно ни к какому результату, или приводят к ничтожно малому результату. А, наоборот, вложиться в те процессы, которые дают хороший результат. А это уже, не побоюсь именно так сказать: элемент искусственного интеллекта в нашем программном комплексе! Он нацелен на проведение анализа и предоставление готового результата с рекомендациями о том, на какую задолженность нам нужно сначала воздействовать, а какую следует отложить и заниматься ей по-другому.
Также как и при разработке других программных модулей и средств автоматизации для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве мы уверены, что этот модуль станет драйвером развития отрасли и поможет эффективно управлять процессом по уменьшению задолженности.
Если рассмотреть наше сегодняшнее понимание рынка, то оно делится на две части. Одни - компании, которые тратят огромные ресурсы и ведут работу по взысканию дебиторской задолженности. Вторые - компании, которые пустили все на самотек, не тратят деньги, но регулярно фиксируют у себя постепенный рост задолженности и имеют ухудшение финансовых показателей своего предприятия. И следствием такого процесса становятся многочисленные банкротства компаний.
Мы надеемся, что наш программный комплекс поможет первой группе сократить расходы на работу с дебиторской задолженностью, а второй группе элементарно поможет сохранить собственные предприятия...