Найти в Дзене

Когда обида превращается в проклятье: можно ли при помощи негативных эмоций повлиять на судьбу человека?

Как обида уничтожает жизнь

"На обиженных воду возят" или "Да забудь, на дураков не обижаются"... А вот ещё: "не обижайся, это же — шутка". От таких утешений, как правило, становится ещё обиднее. Но вот закономерность — действительно, чем больше человек обижается, тем он несчастнее по жизни. И обратная связь — несчастливые люди обижаются чаще. Пора разобраться, что такое обида, и как она влияет на судьбу.

Надо отметить, что чаще всего про человека говорят, что он обиделся. Сам. Не без причины, естественно, но по доброй воле. Обидеть кого-то или нет, каждый тоже решает сам, но обидеть можно нечаянно, неосторожным словом или действием, а вот обидеться случайно невозможно. То есть процесс этот вполне осознаваемый. Где же начинается это чувство и зачем оно нужно?

Пример. Мальчик толкнул девочку. Бежал мимо и налетел на неё. Обидел? Да, вон у неё искры из глаз посыпались, и куличики разлетелись по дорожке. Специально? Нет, бежал "голову загнув", не заметил, зацепил. Одна девочка в данной ситуации будет негодовать — ведь и куличики теперь надо заново лепить, и за мальчика переживать — лоб ведь расшибёт, и за себя волноваться — сейчас плечо задел, а в следующий раз, того гляди, совсем уронит... Что за хулиганы растут! Куда воспитатели смотрят...

Другая же девочка, в идентичной ситуации, будет плакать до самого тихого часа, и обед в горле комом встанет, и голова разболится: обидел, чуть с ног не сбил, столько трудов — пять прекрасных куличиков! — на ветер... И даже не понял, даже на минуту не раскаялся, и ничего ему за это не будет, а у неё теперь и рука болит, и нога, и голова, и мир — злой, и солнышко померкло... А куличики-то как жалко!

И так всю жизнь.

В чём разница? В первую очередь это — восприятие. Первая девочка уверена в себе, в своих силах, возможностях. Её негодование вызвано потенциальной и реальной опасностью, исходящей от активного мальчишки. Как только он шлёпнется или, в лучшем случае, устанет и займётся машинками, опасность исчезнет, и негодование рассеется. Девочка сосредоточена на важной для себя цели — накормить кукол куличами, и она добьётся своего, всё остальное — временные трудности, лишь ненадолго отвлекающие внимание.

Вторая девочка не чувствует, что она кому-то нужна, в ней нет уверенности. Она, возможно, всю жизнь будет вспоминать этот акт несправедливости — чуть не покалечил, и никто не заступился. Этот несчастный ребёнок пытается доказать, в первую очередь себе, собственную значимость, привлекая внимание окружающих преувеличением своих потерь и вложений. Но реальность такова, что в мире каждый увлечён собой. И это нормально. Негодующую девочку пожалели — и хорошо, нет — и ладно, она уже сама отвлеклась. А обиженная девочка жаждет защиты и признания, и вызывает недоумение у окружающих — из-за песка так расстроилась, что уже полчаса рыдает. Ничего же, по сути, не случилось. И круг замыкается: чем больше девочка обижается, пытаясь поднять значимость случившегося с ней несчастья, тем больше окружающие обесценивают произошедшее. Любой обижающийся человек рано или поздно услышит: "да перестань уже это вспоминать, было и было, что такого", но обида не отпускает годами. Потому что мальчик вторгся в её личные границы, и никто этого не осудил, ему всё сошло с рук, а вот если бы на её месте была другая девочка, его бы наверняка заставили извиняться, он бы раскаялся... Вот была бы дочка воспитательницы, то его бы так наказали, что он ходить бы боялся, не то, что бегать. Но справедливость не для всех, так мама с папой говорят, одни, что хотят — воротят, а нам никто не поможет.

Вот они — истоки. Токсичные взрослые, равнодушное окружение, вечно уставшие родители, всего опасающиеся бабушки — дружно создают искажённую и неуверенную модель мира. Если другой модели перед глазами у ребёнка нет — последствия могут быть удручающими. Такие дети вырастают с синдромом жертвы, убеждённые в том, что весь мир настроен против них, что их преследует злой рок, и они вынуждены всю жизнь с трудом бороться за те минимальные блага, которые другим людям даются просто так. И ведь борются. С ветряными мельницами. И жалуются, как устают. И обижаются, если их каторжный труд не ценят, а жалоб не понимают.

Такие вечно-обиженные люди превращаются в энергетических вампиров. Они утомляют всех вокруг бесконечными сетованиями на судьбу, они не умеют сорадоваться — завидуют, не умеют сочувствовать — злорадствуют, не умеют отдыхать, расслабляться — в итоге становятся больными, склочными, одинокими. И всем своим видом подтверждают — весь мир злой и равнодушный, не ценящий их стараний.

Есть ли от обиды лекарство? Есть. И давать его надо с самого детства каждому ребёнку, чтобы он стал устойчив и к стрессам, и к неудачам, был бы лучшим примером Негодующей Девочки. А чтобы лекарство лучше усваивалось детьми, то принимать его надо и родителям. Название препарата простое — эмпатия.

У каждого есть история, где он поступил некрасиво, и был прощён. И каждый может в сложной или конфликтной ситуации подумать не о себе, а об оппоненте. Ребёнок, изучающий окружающий мир, не должен быть зациклен на себе. Что важнее — мальчик или куличики? Как мальчик отреагировал на случившееся — испугался, растерялся, начал насмехаться? Что было дальше? А что было раньше? Может, этот мальчик — принц из сказки, а столкновение у песочницы — счастливый случай? Девочка, напуганная окружающим миром, так хочет наказания для проказника, потому что для неё это было бы хоть какой-то гарантией безопасности. В её голове идеал — тоталитарный контроль, строго фиксирующий каждый шаг в сторону, и в нём достаточно быть энциклопедически хорошей девочкой, прилежной и старательной ябедой, чтобы в жизни всё было хорошо. Но вне своего привычного окружения девочка видит, что в большом реальном мире это так не работает. А как работает — не понимает, и потому боится, включает защитный механизм: раз я на вас обиделась, значит вы — виноваты, и должны мне помогать.

С такой логикой она везде прослывёт истеричкой и манипулятором, останется одна, с единственным утешением: это не я — плохая, это они виноваты. А кто эти "они", что они чувствуют, сколько раз девочка сама их обидела — остаётся непонятым ею, непролеченным. Тут уже поможет только психолог или глубокое увлечение философией. А если всё останется, как есть, это будет одинокая старость, злобно шипящая со скамейки вслед всему живому. Ещё одна сломанная жизнь, покалеченная судьба.

-2