108K подписчиков

Передумал

59K прочитали

В очередной раз выглядывая на улицу через забор, Сергей Фомич расстраивался.

– Ну почему они так долго, обещали с утра, а тут уже и ужин скоро. Считай суббота уже прошла, завтра до обеда останутся, а потом сразу домой засобираются, – думал старик о сыне и его семье, которых он и ждал сегодня в гости.
В очередной раз выглядывая на улицу через забор, Сергей Фомич расстраивался. – Ну почему они так долго, обещали с утра, а тут уже и ужин скоро.

Пригласил он их не просто так, а посоветоваться. Ему уже 72 года, тяжело одному в доме, вот и надумал он в город к сыну переехать. Зиму жить станет в городе, а с весны будет сюда перебираться. Он долго надо этим думал, поэтому заготовил заранее все нужные слова, он их за день уже раз двадцать про себя проговорил.

– Конечно с разговором можно было и не торопиться, до зимы ещё далеко, так сын со снохой должны же подумать.

С утра он переделал кучу дел: прополол грядки, навел порядок в сарае и собрал там два мешка всякого ненужного хлама на выброс, и поставил их у ворот. Протянул к воротам шланг, зная, что Костя будет мыть машину. Сварил для него щи, сын их всегда ел с удовольствием.

А вот снохе и внукам он никогда угодить не мог, поэтому решил, что они с собой что-нибудь привезут себе, всякую там новомодную еду, которая не по душе ему, Сергею Фомичу, но он уже свыкся с их привычками и не старался угодить:

– Пусть готовят сами, не маленькие.

Хотел было нарвать клубнику, но решил, что Рита с Валерой уже большие и сами могут себе нарвать, не затоптав грядок.

– Хорошо что я не нарвал может и не приедут вовсе.

И ему стало обидно, что они пренебрегли его просьбой. Он уже почти собрался спать, когда они приехали. Сноха, надменная, худая от постоянных диет, вечно недовольная жизнью дама, сразу пошла спать, а внуки – семнадцатилетняя Рита и четырнадцатилетний Валера, уткнувшись в телефоны сели ужинать.

Они же с Костей только попили чай. И вышли во двор, где было уже темно. Сын рассказал, что у них сейчас главная проблема Рита, вернее её будущее.

– Она перешла в одиннадцатый класс, надо уже думать о том, куда она будет поступать. Учится она неплохо, но сможет ли набрать нужное количество баллов на бюджетное отделение? Мы, конечно, надеемся, но как оно будет на самом деле никто не знает.
– Она уже взрослая, умная девочка, надеюсь, что все будет хорошо, – одобрительно сказал дед.
– А вот с Валерой беда, грубит, не слушается, особенно мать. Даже тарелку за собой не вымоет, в конце года скатился на тройки, и за год по русскому и литературе ему тройки вывели. Ты бы, как дед, поговорил с ним.
– Поговорю, – жёстко сказал Сергей Фомич, – это воспитание Светы сказывается, еще бабушка об этом ей говорила, она прекрасно знала, чем это всё кончится, всё-таки учительницей была.
– Ой, папа, ну когда это было, а сейчас он вырос, но не хочет учиться.
– Телефон дорогой ему купили всё же?
– Купили, ну так жена уговорила, а он обещал исправиться.
Но тогда отберите, – посоветовал дед.
– Я хотел, а они вдвоём заверили, что он исправится.
– Так ты контролируй его, как как три тройки подряд будут, тогда и отбери, иначе они оба тебе на шею сядут. Она так и не работает?
– Нет, я же хорошо получаю.
– Ладно, пошли спать, завтра вставать надо раньше.

Утром он проснулся рано.

– Фомич, – крикнула из-за забора соседка Таисия Филипповна, – что-то твои разоспались, солнышко уже высоко, а гости все спят, когда же помогать будут, – переживала она, зная, что ему помощь нужна обязательно, крыша у него прохудилась у сарая.

Тот поздоровался и сказал:

–Успеем, – и сам себе не поверил.

Сначала проснулся внук,

– Доброе утро, дедуля. Я на речку, – вышел он из дома с куском хлеба и огурцом.
– Иди, только недолго.

И он убежал. Потом поднялся сын и пошёл сразу на кухню, сказав, что нужно достать из холодильника то что, они привезли. А потом взял телефон и уткнулся в него.

Сергей Фомич посидел рядом с ним, помолчал, затем встал, потоптался рядом, стесняясь своей нерешительности, а потом как-то виновато сказал:

– Костя, мне бы крышу на сарае поправить.
– Угу, – сказал тот, не поднимая глаз от телефона.

Тут вышли во двор сноха с внучкой.

– Доброе утро, – сказал Сергей Фомич, но они ему не ответили, потому что ссорились, уж что они не поделили, он так и он не узнал.

Они, увидев его, быстро ушли в дом, а чуть позже они позвали Костю завтракать.

Потоптавшись у порога порога, еще не евший с утра старик пошел убрать шланг, видно машину Костя мыть не собирается. Но в конце концов, надежда пересилила и Сергей Фомич решил всё же поставить лестницу к сараю, он уже было взялся за неё, как увидел возвращавшегося с речки Валеру. Тот быстро подбежал, и они поставили лестницу к нужному месту у сарая.

– Дед, а что там за мешки у ворот?
– Да мусор.
– Скажи куда, да я вынесу.
– Сразу из ворот направо, и через два дома свернешь на соседнюю улицу там и стоит контейнер.
– А лестница тебе зачем?
– А ты что, помочь хочешь?
– Ну, да мне нетрудно.
– Я уже боюсь на крышу лезть, а вдруг голова закружится. А там работы минут на десять, а чуть позже, через полчаса или через час, еще на столько же минут.
– Тогда сначала я мусор вынесу, а ты пока всё приготовь.
– А завтракать?
– Завтракать потом, или между твоими двумя десятью минутами.

Пока Валера выносил мусор, старик всё приготовил для работы, внук вернулся и спросил:

– А я испачкаюсь?
– Не знаю, но лучше разденься, все равно скоро жара начнется. Тебя тут никто не сглазит, все делом заняты, по сторонам не смотрят. Вот смотри, сначала запенишь стык с левой стороны, где-то на метр-полтора, чтобы наверняка, а потом от половины крыши до конца доделаешь и все остальное.
– Дед, а давай я лучше всю её пройду, чтобы наверняка.
– А ведь ты дело говоришь, давай. Потом нужно пену подсушить, как раз мы с тобой и позавтракаем.
– А дальше?
– Дальше нужно сначала пену слегка примять, а потом густо покрыть битумной мастикой, мне сосед дал свои остатки. Думаю, нам хватит.

Валера быстро сделал первую часть часть работы. Вымыв руки, они пошли на кухню. Там уже никого не было, только в пакете у стола они увидели упаковки от доширака. А на столе стояло чего-то непонятное, но сверху была разъяснение: хлебцы ржаные с отрубями.

– Ты что-нибудь хочешь или мне можно самому решать?
– Глазунью, как у бабули когда-то, ты умеешь?
– А чего ж не уметь, – похвастался дед, – это просто, сколько тебе яиц?

Валера подумал:

– Три!
– Можно и пять.
– Ну тогда четыре, засмеялся внук.

Вместо чая дед налил ему молоко, настоящее, деревенское. Он брал его у каких-то дальних соседей. И положил на тарелку пряники.

– Извини, печь я не могу, вот пряники я в магазине и покупаю, люблю их с детства.

После завтрака они сразу вышли во двор и направились к лестнице:

–Ты, Валера, не забудь, эту пену ровненько пальцами примять, а потом все это битумной мастикой и закрасишь .
– Зачем это нужно?
–Так пена теряет свои свойства со временем, или начнёт разрушаться, поэтому и надо промазывать мастикой, так сосед мне объяснил. Закончив все, Валерий с дедом поставили лестницу под навес и присели там же отдохнуть на лавку, стоящую у стены сарая.
– Ну расскажи, как у тебя с учебой?
– Нормально.
– А отец говорит, что плохо.
– Дед, я технарь, зачем мне литература, вот я её и не учу.
– Это ты зря литература, открывает нам то, что мы, по дурости своей, не хотим видеть: мир души человека, его чувства, сомнения, страхи, да много того, без чего человек обойтись в своей жизни не может, не зря же говорят, что человек сам хозяин своей судьбы. А значит он сам должен понять, что хорошо, а что плохо. Вот ты, к примеру, знаешь что учиться – это хорошо. Так почему же плохо делаешь, то, что хорошо, почему твоя учёба куцая: математику физику ты учишь, а русский язык и литературу забросил,ты подумай над этим вопросом, ведь во всём должна быть гармония, и в нашей жизни тоже, особенно в нашей душе.
– Я подумаю дед.
– Уж постарайся, если ты в телефоне перестанешь в бирюльки играть, то у тебя появится время и на литературу, ты когда книгу читал в последний раз и какую?
Джека Лондона с полгода назад, "Белый клык".
– Книга понравилась?
– Да.
– А у него и остальные книги интересные.
–Так это надо в библиотеку записываться.
– Можно ведь и в вашем интернете читать, как мне Рита говорила,вот и читай, я в своё время Лондона всего почти прочитал, у нас в сельской библиотеке у ребят он был в детстве самым любимым автором. А потом моим любимым писателем стал Константин Симонов, читал?
– Нет.
– А зря.
Ближе к обеду из дома вышли остальные гости.
– Валерка, может ты машину помоешь, всё равно просто так сидишь? – крикнул мальчику отец.
– Почему “просто”, мы беседуем, – обиделся дед.
– Пусть сначала машину помоет, а потом беседует.
– На "потом" у нас с ним другое другое дело, запланировано, – резко сказал Сергей Фомич, –ты ведь и сам свободен, вот и иди мой. Пошли, Валера, со мной, и он повел внука на кладбище.
– Чувствую, что только на него я могу положиться, – думал дед по дороге.

Вскоре они оказались на кладбище, Сергей Фомич сказал внуку:

– Человек жив своими корнями, вот видишь, здесь похоронены все наши предки: твои прабабушка и прадедушка, бабушка, мой брат, пока мы живы мы обязаны их помнить. Пусть ты живёшь далеко, но хотя бы раз в год должен посещать их могилы, запомни это, внук, – сказал Сергей Фомич и обнял мальчика за плечи.

На обратной дороге он рассказывал ему про всех своих родственников: и про тех, кто уже на кладбище, и про младшую сестру, что жила в далёком Забайкалье, про ее детей, внуков.

– Мы с ней до сих пор изредка переписываемся, да и звоню я ей частенько, а вот встретиться уже вряд ли получится, старые мы, она ведь всего на 2 года младше меня.

Валера шёл молча и внимательно слушал деда, он понимал, что тот пытается донести до него своё понимание жизни, где родные – главная опора человека, но почему тогда он не чувствует того же что чувства, о котором говорит дед, который за них волнуется, переживает, пытается всегда помочь, даже материально, он услышал недавно, как отец говорил матери, что дед дал ему денег. Но у них в семье всё по-другому, каждый сам по себе.

– Люблю ли я Риту? – думал мальчик, и не смог однозначно ответить на этот вопрос, наверное, нет. Почему? Значит меня этому никто не научил. Родители или не смогли, или не захотели. Мать дома ничего делать не хочет, даже еды нормальной у них никогда не бывает, одни полуфабрикаты, а вот с дедом и бабушкой, когда она была жива, все по-другому было. Это они научили меня многому, я могу приготовить себе еду, могу постирать погладить, у меня никогда не валяются грязные носки, за это бабушка всегда меня ругала, пока не приучила сразу их стирать. А про рыбную ловлю и говорить нечего, дед всё лето с ним рыбачит, вот скоро я опять к нему приеду, на целый месяц.

Когда они подошли к дому, отец мыл машину.

– Где вас носило? – сердито спросил он.
– Мы на кладбище были, – спокойно ответил Валера, – тебе помочь?
– Да уж и заканчиваю, – раздраженно сказал отец.

Дед стоял у ворот, молча слушал их диалог и думал:

– А ведь зря я к ним собрался переезжать, делать мне у них ничего. Валера растёт, он и будет моим помощником. А я буду свой век тут доживать, у родных могил, – с облегчением подумал Сергей Фомич, зашел во двор и уверенно зашагал к крыльцу своего родного дома.

На крыльце сидел его рыжий кот.

–Прости меня, Барсик, ведь я хотел тебя бросить, но вот передумал.

Навигация

Уважаемые мои читатели, благодарю вас за то, что вы по-прежнему со мной, буду рада вашим комментариям и лайкам.

Читайте также:

Кто я?

Вареники

Леший

Месть