Найти тему

Я в шоке! А вы?

Как быть и что делать, когда привычный мир рушится, а жизнь стремительно меняется?

Не так давно произошло событие, которое повергло меня в шок. Уверен, и вас. И ещё много людей на планете.

В нашей жизни случаются происшествия, которые меняют жизнь. Кардинально или менее значительно.

Войны, COVIDы, скачки цен, внезапное сокращение на работе, ДТП.

Вариантов много. Вопрос в том, как быть в таких ситуациях.

Этапы

Чтобы понимать, как действовать, полезно знать, какие стадии проходит наше сознание при внезапных происшествиях.

Выделяют 4 основные стадии:

1️⃣ Отрицание.

Это состояние первого шока, когда мы отказываемся верить в реальность произошедшего.

Мой знакомый (назовём его Олег) хотел отремонтировать ходовую у авто. Подбил баланс. Нужно 5000 ₽ на запчасти. Не в наличии, на заказ.

Делает заказ. И тут с ценами происходит то, что все мы наблюдали.

От поставщика приходит сообщение: запчасти теперь выйдут на сумму 15 тыс.руб.

Мой знакомый в шоке. Заказ отменяет.

2️⃣ Сопротивление.

Мы понимаем реальность события. Но не готовы с ним мириться. Сопротивляемся изменениям.

Олег решил так: "Ходовая ещё жива. Не совсем критично. Такие деньги тратить - идите лесом! Буду ездить, пока ездится, авось и цены снизятся."

3️⃣ Принятие/изучение.

Мы осознаём, что изменения необратимы, и с этим как-то придётся жить. Начинаем изучать возможности/варианты.

Через 2 недели Олег понял, что ждать "до края" опасно: с ходовой не шутят. Запросил посчитать снова. Вышло уже 18 тыс.руб.

Поставщик сообщил, что не может дать прогноз, как дальше поведут себя цены. Хорошо, если просто будут расти. Плохо, если запчастей вообще не будет.

4️⃣ Действие.

Мы начинаем действовать.

Олег заказал по этим ценам. Пришло на сумму 19 тыс.руб.

Опасность

"Застрять" на 1️⃣ или 2️⃣ стадии. Некоторые застывают там. И это крах.

Лидеры и успешные люди отличаются тем, что быстро проходят первые две стадии, изучают ситуацию, ищут возможности и ДЕЙСТВУЮТ.

Для лидера и руководителя

Важно помочь своим сотрудникам или последователям легче и скорее пройти первые стадии, осознать необходимость или необратимость изменений и принять их.

"Продать" выгоды внедрения нового порядка. Показать негатив и потери при сохранении того "как есть". Лучше и то, и другое сделать одновременно (техника "Маятник").

В продажах

Когда вы делаете клиенту предложение чего-то нового - это также нечто неизведанное. Мини-потрясение. Вот он и сопротивляется, возражает.

Проходит те же 4️⃣ стадии (или тормозится на начальных - и сделке конец).

Что делать?

Выявлять и формировать потребности.

А. Демонстрировать выгоды от приобретения нового:

- как процесс станет легче / производительней;

- сколько он заработает / сэкономит.

Б. Показать, что новое - не такое уж новое. Оно проверено, безопасно. Это то же, что сейчас, только удобнее, экономичней, эффективней и т.п.

В жизни

Мы - сами себе лидеры. А значит порядок действий тот же: помогать себе быстрее проходить первые 2 фазы. Не "зависать" в них. И концентрироваться на извлечении возможностей из ситуации и на действиях.

Обвинять мир вокруг, ждать, что всё само образуется - путь в никуда. Хорошее происходит тогда, когда мы его создаём.