Найти тему
Золотой Гусь

Как запоминать всё на свете в 9 раз быстрее. Рассказываем о немецком психологе-экспериментаторе, которые открыл уникальный метод

Вы когда-нибудь слышали о немецком психологе-экспериментаторе Германе Эббингаузе? В 1870-х годах он проводил удивительные опыты по изучению памяти и хотел понять как сделать её совершенной.

Для этого Герман Эббингауз заставлял себя запоминать бессмысленные наборы цифр, т.е. простые механические данные, без ассоциаций и эмоций. После запоминания такого винегрета из цифр он пытался вспомнить их в точной последовательности и записывал что получалось (18+).

Герман Эббингауз — немецкий психолог-экспериментатор. Изучал закономерности работы памяти для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной монография — «О памяти». Автор «кривой забывания».
Герман Эббингауз — немецкий психолог-экспериментатор. Изучал закономерности работы памяти для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной монография — «О памяти». Автор «кривой забывания».

Вспоминание материала

Спустя 5 лет экспериментов он узнал о закономерностях памяти больше, чем кто-либо в истории. Первым из его важных открытий стал факт о том, что лучший способ запомнить материал — вспоминать его.

Звучит глупо, но смысл в том, что нельзя просто открыть заметки и перечитывать материал. В этом случае заметка будет помнить информацию, а вы нет. Поэтому вы должны сами вспоминать материал честно и без подсказок, и каждое такое вспоминание материала будет укреплять его в вашей памяти.

Доктор Эббингауз даже умудрился вычислить оптимальное время для вспоминания материала.

Доктор Эббингауз рассчитал кривую забывания — время, через которое мы забываем информацию.
Доктор Эббингауз рассчитал кривую забывания — время, через которое мы забываем информацию.

Интервальные повторения

Вы слышали когда-нибудь о том, что через час после просмотра ролика в голове остается всего половина информации. А на следующий день всего 20% и так далее. Это постепенное забывание информации Герман Эббингауз назвали «кривой забывания», т.е. некоей закономерностью того как мы забываем. С течением времени мы помним всё меньше и меньше.

Доктор Эббингауз предположил, что если вспоминать материал не в случайном порядке, а в нужные моменты, то можно сделать так, что информация вообще не будет забываться и останется с человеком навсегда.

Уже после его смерти в 1932 году была создана методика обучения «интервальные повторения». В её основу легли исследования немецкого экспериментатора. В своей книге «Психология обучения» А. Мейс так описывает правила эффективного запоминания информации:

«Если вы хотите загнать информациюв память на всю жизнь, неважно телесную или умственную, нужно использовать определенный алгоритм»

Представим, что в 10 утра вы закончили читать материал о публичных выступлениях и сделали 6 заметок. Перед тем, как идти пить чай сразу повторите их, вспоминая ключевые данные. Не смотрите в заметки.

В 10:20 вы попробуйте вспомнить их без подсказок. Не смотрите в заметки и пытайтесь припомнить все важные идеи, пройдитесь по комнате и изложите их громко, как будто перед вами слушатель.

После обеда проведите второе вспоминание материала.

Перед сном проведите третье вспоминание материала.

На следующее утро проведите четвертое вспоминание.

Через день проведите пятое вспоминание материала.

Через неделю проведите шестое вспоминание материала.

Через месяц проведите седьмое вспоминание материала.

Эта технология вспоминания через расширяющиеся промежутки времени очень эффективна. Она сотворит чудо даже с самой тугой темой и самой тугой головой. Я не встречал случая, когда человек не усвоил бы что-то, пройдя такой вспоминательный тренинг.
Если есть барьер, например, не можете запомнить английские слова, не можете правильно сыграть произведение на пианино, не формируются правильные двигательные привычки в боксе или все это дается с большим трудом, то переходите на повторение по интервальной методике. Это реальная сила.

Как я учил сложную мелодию на пианино

В субботу утром я провел первое разучивание кусочка мелодии в течение 25 минут. Я занимался только этим отрывком, я отрабатывал его снова и снова. Мой план состоял в том, чтобы добиться безошибочного исполнения кусочка 20 раз подряд. Если я ошибался, то это означало, что нужно начать с самого начала. Я стремился загнать на подкорку правильное выполнение этого кусочка.

Через 20 минут я продолжил работу над этим кусочком в течение 25 минут. Я снова стремился выполнить безошибочно отрывок 20 раз подряд.

После обеда я снова вернулся к работе над этим кусочком и снова потратил 25 минут.

Перед сном я снова потратил 25 минут.

Утром в воскресенье я повторил отрывок.

Вечером в воскресенье я снова сделал это. Сыграть 20 раз безошибочно уже не составляло труда и даже мой преподаватель по пианино заметил, что это произведение у меня лучшее.

Роберт Грин — замечательный американский писатель с разносторонними произведениями от законов власти до искусства обольщения и конечно же эффективного обучения.
Роберт Грин — замечательный американский писатель с разносторонними произведениями от законов власти до искусства обольщения и конечно же эффективного обучения.

Образы помогают в запоминании

Помимо цифрового винегрета доктор Эббингауз экспериментировал с усилителями памяти — стихами, эмоциями и образами. Его вывод однозначен — осмысленная и образная информация запоминается гораздо лучше. В некоторых экспериментах его образная память была в 9 раз эффективнее, чем обычно.

Мне очень нравится методика изложенная в книге “48 законов власти” американского писателя Роберта Грина. Каждый закон власти звучит как правило, которое полезно для выживания в политике:

“Вы должны скрывать свои агрессивные намерения и планы. В любой ситуации вы должны выглядеть дружелюбным и спокойным, чтобы обмануть ваших соперников и не дать им разработать контрмеры против вас.”

Автор предлагает замечательный образ этого закона в виде волка в овечьей шкуре. Этот образ известный нам с детства передает смысл закона и запоминается. Читая книгу, вы запоминаете только картинку — “волк в овечьей шкуре” или “лиана опутывает дерево”. Но, каждый такой образ рождает каскад воспоминаний и информации. Метод очень облегчает запоминание 48 правил.

Он действует не только в науках, но и в спорте. Технические нюансы упражнений, бросков, ударов могут быть легко воплощены в образах. Помню сам, как в секции бокса нас учили представлять камни, вылетающие из руки или шарниры, при поворотах и уклонах. Помните, что всю информацию фиксирует нервная система, и ей не важно, будут ли это законы власти или законы нанесения ударов.

Вот и всё. Используйте интервальный метод запоминания и вспомнинания материала и больше ничего и никогда не забудете.

Это одна из глав книги "От охранника до Эйнштейна. Полное пошаговое руководство по эффективному обучению чему угодно." Познакомиться с этой книгой можно на официальном сайте.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и учитесь эффективнее!