В знаменитом видео об эффективном обучении профессор Марти Лодбелл рассказывает историю:
«У нас была первокурсница Джанет. За первый семестр её средний балл был D (три с минусом по нашей системе). Видя её результат, руководство университета сообщиле о скором отчислении.
В связи с этим Джанет решила изменить свой подход — 6 часов занятий каждый день без остановки. Каждый вечер в 18:00 она садилась за письменный стол и работала до полуночи. Она зубрила лекции до скрипа в ушах, не отдыхая и занимаясь только учебой. По её собственным словам общий объем занятий вырос в 8 раз по сравнению с первым семестром.
Как вы думаете, какой средний бал она получила? Если вы считаете, что она играючи сдала все экзамены на отлично, то вы ошибаетесь. Ноль! Она провалила все экзамены без исключения.” (18+)
«Работай по 6 часов в день и будет результат»
Нам часто кажется, что от исполнения мечты нас отделяет только лень и нехватка времени. Если не они, то мы свернем горы в физике и английском языке.
Но, как мы видим из истории Джанет многие часы занятий не всегда приводят к цели. Без знания и понимания того как нужно учиться, даже миллион часов работы в результате дадут ноль.
Среди баскетболистов есть известная фраза «20 минут с хорошим тренером эффективнее 3 часов простых бросков в кольцо». Этот принцип справедлив для любого дела — нужно знать, как тратить время с максимальной пользой, чтобы 30 минут давали больше результата, чем многочасовые пытки.
Это мнение подтверждает исследование 2004 года с участием двух тысяч студентов Стэнфордского университета. Они вели дневник о времени своей учебы и сравнивали результаты с оценками. Как вы можете догадаться, многие часы упорной долбежки почти всегда давали наихудшие результаты.
Студенты, работающие в изматывающем темпе, хуже помнили материал и хуже понимали прочитанное. Представьте, они были на уровне тех, кто вообще не занимался дома и пытался все запомнить на лекциях. А вот блестящие результаты показали студенты, которые использовали умный подход в обучении. Подробнее о правильном подходе к учебе и тренировкам рассказано в руководстве по эффективному обучению.
«Я не предрасположен к математике, английскому, баскетболу»
При правильной постановке дела вы можете выучить что угодно. В природе просто не существует такого барьера, который нельзя преодолеть с помощью знаний. Подтверждает мои слова история удивительной Барбары Оакли, знаменитой писательницы, ведущего математика США и эксперта в области русского языка:
«Я служила в военно-морских силах США и была переводчиком инженерных войск. Моей любовью всегда был русский язык, я была, что называется прекрасным гуманитарием. Однако для следующего повышения в звании нужно сдать обязательный экзамен — высшую математику. Знание математики означало развитие карьеры, высокую зарплату и достойную пенсию.
И это была проблема! Я была абсолютно далека от математики. В школьные годы я три месяца болела и пропустила много уроков, поэтому “поезд математики” ушел без меня.
Это был хронический “троечный” предмет для меня. Я не знала ни одного правила, формулы вообще китайскя грамота. Но путь был только один — учиться новому и преодолевать себя.
Я начала с того, что решила понаблюдать за ведущими специалистами в области математики. Как они тренируют свои навыки в области вычислений шаг за шагом.
Подход оказался правильным! За 2 года мне удалось полностью развернуть свою внутреннюю природу и превзойти всех окружающих в вычислениях. Я преодолела “непредрасположенность” и “гуманитарный склад ума”. Я стала математиком.»
Барбара Оакли стала профессором инженерного дела в Оклендском университете и ведущим математиком США. Сама героиня делает однозначный вывод — можно освоить любую тему, если знать как действовать. Предрасположенность это миф, поэтому смело беритесь за любую тему!
«У меня нет таланта, как у Моцарта или Майкла Джордана»
В своей выдающейся книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл, один из самых влиятельных людей в мире по версии журнала Time, известный журналист и писатель, исследует музыкантов Берлинской консерватории.
«Мы попросили преподавателей разделить всех студентов консерватории на 3 группы: первая — будущие звезды и выдающиеся исполнители; вторая группа — просто хорошие музыканты; третья группа — слабые музыканты, которые будут преподавать музыку в шкое. После разделения на эти группы мы начали изучать студентов с помощью опросов. Что такого делали лучшие из лучших, чего не делали остальные?»
Оказалось, что будущие суперзвезды отличаются от слабых музыкантов только по одному показателю — общее количество часов игры на музыкальном инструменте.
Тот, кто успел набрать 10 тысяч часов игры — начал заниматься музыкой с раннего детства и больше практиковался каждый день стал звездой. Отличные музыканты начали чуть позже и меньше практиковались каждый день — они успели набрать 7-9 тысяч часов. Посредственные музыканты набрали 6 тысяч часов и меньше.
Таким образом отличие звезд от посредственностей было только в объеме практики.
Другими словами, никто не родился выдающимся музыкантом. Нет такого человека, который поиграл на скрипке 100-200 часов и стал легендарным скрипачом. Также нет такого человека, который потратил на скрипку 10 тысяч часов и не стал великим музыкантом, гением поколения.
Словом «талант» мы всегда обозначаем некое выдающееся мастерство, но источник этого мастерства мы ошибочно видим в генах, родителях или удачном рождении. А он на самом деле кроется в тех усилиях и времени, которое мы тратим.
Если вы хотите достать звезду — потратьте 10 тысяч часов. Но, помните ошибку №1 — 10 тысяч часов обдуманных занятий.
«У меня нет времени на регулярные занятия»
В своем выступлении Марти Лодбелл указывает на оптимальное время учебы — 20–25 минут. За это время мы поглощаем новую информацию с аппетитом и она прекрасно усваивается.
После 25 минут способность к обучению падает почти до нуля. Вы можете почувствовать этот момент, если внимательно понаблюдаете за собой со стороны. Через какое-то время начинаешь хуже понимать материал — снова читаешь абзац, перематываешь видео на 5 минут назад или отработка приема начинает утомлять.
В этом нет ничего удивительного, потому что мозг имеет природные ограничения. Мы не можем до бесконечности поглощать и усваивать новую информацию.
Но самая приятная новость в том, что нам нужно всего ничего для восстановления. Достаточно 5–7 минут позаниматься чем-то приятным и отвлеченным: отдохнуть на диванчике, послушать любимую песню, попить чайку или посмотреть в окошко на птиц. Такой передышки вполне хватит, чтобы подготовить тело и ум к новой порции информации.
Помните, что для великолепного прогресса вам нужны кусочки времени по 25 минут. Даже один или два таких кусочка в день приведут вас к блестящим результатам.
Не дайте ошибкам сбить вас с пути
Вышеописанные заблуждения часто отбивают у нас тягу к развитию. Мы находимся в плену иллюзий «у меня нет времени учитьсявсерьез, а 30 минут занятий ничего не изменят» или «я просто не предрасположен к английскому языку». Но это обман.
Опыт великих людей прошлого и современная наука однозначно показывают, что эффективной учебы нужно только понимание.
Понимание того, как изучать материал и как происходит обучение. Нет существенной разницы между завязыванием шнурков и квантовой физикой. Если вы понимаете, что нужно делать и сколько времени выделять на занятия, как лучше вникать в материал и как правильно отдыхать, то преград обучении не существует.
Это одна из глав книги "От охранника до Эйнштейна. Полное пошаговое руководство по эффективному обучению чему угодно." Познакомиться с этой книгой можно на официальном сайте.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и учитесь эффективнее!