В 90 годах прошлого века автору выпала честь поработать в колхозном гараже на автобусе ЛАЗ–697 "Турист". Это был уже списанный автобус купленный колхозом в Туапсинской автобазе. Автобус был в хорошем состоянии. Колхоз пошил новые чехлы на сидения, и новые шторы на окна. Выглядел автобус комфортно, как и положено было такому автобусу по его статусу. В то время ЛАЗ "Турист" был самым комфортабельным автобусом семейства ЛАЗ. В колхозе было мало желающих работать на таком автобусе. Работа водителя в сельской местности сильно отличается от водителя который работает в городе. Вы наверное обращали внимание что сейчас творят на улицах города спец-машины, на которых написано: – Улыбнитесь чистому городу. Сельский водитель так ни когда не сможет ехать. Автобус "Турист" постоянно отправлялся на черноморское побережье. В Краевой центр, в цирк, театр и на другие мероприятия.
Работы в колхозе было много. Автобусы летом работали практически без выходных. Часто приходилось работать по полевым работам, но обыкновенных грунтовых дорогах, покрытых слоем пыли. Были такие случаи, идёт "Турист" по трассе и водитель показывает поворот на обыкновенную грунтовую дорогу. Встречных и попутных водителей этот манёвр ставил в тупик. Они просто не понимали что такому автобусу делать на полевой дороге. В основном на Советских машинах водитель сидит в кабине позади переднего колеса автомобиля. На без капотных автомобилях, сидит прямо на переднем колесе. Только на автобусе ЛАЗ и ещё на последних машинах "Колхида". Водитель сидит в кабине впереди переднего колеса. Двигатель на автобусе ЛАЗ находится позади заднего моста. Что делает этому автобусу сложности при крутом спуске с трассы на полевую дорогу. Если спуск очень крутой, то туда лучше не соваться. Можно зависнуть на спуске.
Вождение автобуса ЛАЗ по грунтовым дорогам, это совсем другое чем по трассе. Здесь нужно быть постоянно следить за скоростью движения, и учитывать все неровности дороги. Одним словом хлопотно это. Одна пыль поднятая автобусом стремиться проникнуть во все щели. Боролись с пылью единственным способом закрывали всё что можно было закрыть, открывали задний люк на крыше автобуса, дышать становились легче. Пыль с дороги автобус ЛАЗ поднимал лучше других автобусов и машин. Но не только пыль, мешала работе. В колхозе был поливной участок. Поливали мощными поливальными машинами навешенными на трактор Т–74 с ход-уменьшителем. Автор приехал в поле за студентами, при развороте на с виду сухом поле. Подмокший грунт не выдержал тяжести автобуса и автобус просто провалился в болото. Помогли студенты, 50 человек легко вытолкали автобус на сухую землю. Нет мы не пытались доказывать что ЛАЗ–697 "Турист", не приспособлен для езды по полевым дорогам. Есть работа, заказчик оплачивает, значит надо работать. Грязь отковыривали. Пыль вымывали и продолжали работу.