Май – традиционное время «последних звонков» в школах. Этот праздник, хорошо известный еще с советских времен, символизирует окончание учебного года и начало летних каникул. На отдых уходят почти все ученики и многие учителя. Остаются выпускники, сдающие ОГЭ и ЕГЭ, и задействованные в этом процессе учителя. Все радуются долгожданному отдыху. Но есть ли повод для радости?
Последний учебный год стал серьезным испытанием для школьников, родителей и учителей. Привычная классно-урочная система пошатнулась и стала реально уязвимой. Что же реально происходит?
Во-первых, подняли голову противники ЕГЭ. Те послабления, которые сделали для выпускников в прошлом учебном году, позволили говорить о полной отмене ЕГЭ и о переходе к другой системе оценивания. ЕГЭ, разумеется, не шедевр, но есть ли у горячо ратующих за отмену единого экзамена достаточно серьезная и реальная альтернатива?
Проблема школ есть и в другом. Мы имеем здесь, как сказал бы Ленин, революционную ситуацию, когда ученики не желают учиться по-старому, а учителя в своей массе не могут учить по-новому. Пандемия коронавируса доказала, что принципиально возможно обучать школьников при помощи дистанционных технологий. Да, это так, но готовы ли школы, школьники и учителя к этому процессу? Готовы ли родители? Полагаю, что нет. Или почти нет.
Я бы попросил антиегэшников и интернетолюбов, никто из которых не проработал в школе ни дня, несколько умерить свой пыл. И то, и другое реально. Но не вдруг. Не бегом. Дамы и господа, раскачивающие школьную лодку, или не понимают, или не хотят понимать, что ломают систему, альтернативы которой пока нет. Конечно, состоятельные родители учат своих детей у репетиторов. И качество знаний вполне приличное у таких учеников. Но не все могут себе это позволить.
Большинство же родителей и детей надеются только на бесплатную школу. И правильно надеются. Но тогда следует идти эволюционным путем, постепенно меняя старое на новое. Значительная масса учителей в возрасте 50+. Им сложно приспособиться к новым реалиям школьного обучения. А замены нет. Где молодые инициативные барышни, готовые за гроши терпеть издевательства учеников, хамство родителей и бюрократию руководства? Их нет. Или почти нет. Поэтому нужно ценить тех, кто все же учит детей. Ценить и уважать.
Школьная система сегодня очень неустойчива. Еще пара-тройка опасных реформ и все может пойти по непредсказуемому сценарию. Поэтому этот «последний звонок» звучит как предпоследнее предупреждение для чиновников и родителей. Вы все ТРЕБУЕТЕ и ТРЕБУЕТЕ. Остановитесь в своих хотелках. Поймите, что в школах работают люди – не очень молодые, не очень здоровые и не очень богатые. Не надо бы, чтобы следующий последний звонок стал реально последним.