Найти в Дзене
Таким Путем

Долгий XIX век и разлом между людьми александровой и николаевской эпохи

В 1928 году в “Смерти Вазир-Мухтара” Юрий Тынянов писал про события столетней давности: “На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось…” Тынянов говорил о разломе между людьми александровой и николаевской эпохи, о катастрофе декабристов. Но эта трещина шла шире, дальше — Александр и декабристы были плоть от плоти ещё прежнего, XVIII века. При всей их чувствительности и романтизме, умы их находились в эпохе просвещения, были погружены в веру, что разумные рациональные действия способны привести к всеобщему благу; что и весь мир может быть настроен, как отлаженный механизм. И бог, как часовщик в масонском фартуке, заводил его с музыкальным звоном. В этом был и цинизм, но по-своему невинный. Как бог настраивал мир, так и человек мог настроить человека, запрограммировать его на мир, войну или любовь. Любовь стала наукой, как у Овидия. Но в следующем веке Пушкин п

В 1928 году в “Смерти Вазир-Мухтара” Юрий Тынянов писал про события столетней давности:

“На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось…”

К. Рехлин. Маневры под Калишем в 1835 г. (хорошее изображение армейского механизма)
К. Рехлин. Маневры под Калишем в 1835 г. (хорошее изображение армейского механизма)

Тынянов говорил о разломе между людьми александровой и николаевской эпохи, о катастрофе декабристов. Но эта трещина шла шире, дальше — Александр и декабристы были плоть от плоти ещё прежнего, XVIII века. При всей их чувствительности и романтизме, умы их находились в эпохе просвещения, были погружены в веру, что разумные рациональные действия способны привести к всеобщему благу; что и весь мир может быть настроен, как отлаженный механизм. И бог, как часовщик в масонском фартуке, заводил его с музыкальным звоном.

-2

В этом был и цинизм, но по-своему невинный. Как бог настраивал мир, так и человек мог настроить человека, запрограммировать его на мир, войну или любовь. Любовь стала наукой, как у Овидия. Но в следующем веке Пушкин писал младшему брату Льву:

“Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия”.

Национальная фабрика военного оружия в Эрстале (Бельгия)
Национальная фабрика военного оружия в Эрстале (Бельгия)

К наивному рацио прошлого новое столетие отнеслось со скеписом. Чистый разум, устремленный к свободе, не работал; в дело пошли трезвый расчет и инстинкт выживания. На рассвете “долгого XIX века” французская, американская революции не породили всеобщее благо, а лишь выявили войну множества механизмов, борьбу за существование между видами и классами. Об этой вселенной как фабрике-битве каждого с каждым писали столпы XIX века Дарвин и Маркс. Но перспективу отдельного живого, страдающего, чувствующего человека понятнее, ближе дал Чарльз Диккенс — и подытожил вслед за ним в 1914-м, последнем году “долгого XIX века”, Осип Мандельштам:

“В конторе сломанные стулья,

На шиллинги и пэнсы счет;

Как пчелы, вылетев из улья,

Роятся цифры круглый год.

А грязных адвокатов жало

Работает в табачной мгле —

И вот, как старая мочала,

Банкрот болтается в петле

На стороне врагов законы:

Ему ничем нельзя помочь!

И клетчатые панталоны,

Рыдая, обнимает дочь...”

***

Больше о Долгом XIX веке говорим на курсе лекций Константина Михайлова в сообществе Таким Путем.