Найти тему
Кабанов // Чтение

Что приносит увеличивающийся поток эмигрантов в Европу или "Чёрный обелиск" Ремарка

Оглавление

#культура #искусство #литература #чтение #книги

Хочется снова вернутьcя к шедеврам Ремарка. Великий писатель, безусловно один из лидеров продаж произведений с момента выхода до настоящего времени.

Уже писал про "На западном фронте без перемен".

Дальше "Возлюби ближнего своего".

И видео про "Искру жизни" Ремарка.

Сегодня "история запоздалой юности": о романе «Чёрный обелиск»

Ремарк написал это произведение довольно поздно и не очень своевременно – в 1956 году. Возможно, это ключевая, главная вещь в его творчестве. Работа над ней велась с 1920 года, когда писатель уже вернулся с Первой Мировой войны. Роман о маленьком городке Оснабрюке в период упадка Германии – попытка осмыслить и отрефлексировать историю народа и страны, которые допустили такое явление как фашизм. Разбираемся, какие смыслы вложил в это произведение писатель.

Попытка жить нормально

Действие разворачивается в 1923 году. Главный герой Людвиг Бодмер – продавец надгробий, который все еще не может отойти от участия в войне. Параллельно он ходит в поэтический кружок и иногда играет на органе в больнице для душевнобольных, где ему платят едой. Все бы ничего, если б не инфляция, из-за которой цены на продовольствие меняются несколько раз в день. В этом хаосе и пытается выжить персонаж.

Он – не только олицетворение миллиона немцев, живших в то время. Людвиг – типичный портрет молодого человека, чья юность прошла на фронте. То есть, его жизнь уже изначально протекает быстрее и не так, как должно быть. Он досрочно повзрослел, но это не помогает, а наоборот вгоняет его в диссонанс. Он чувствует явный душевный разлад, возможно даже некую раздвоенность в себе. Но на этом мы остановимся отдельно чуть ниже. В общем, Людвиг, которого Ремарк писал с себя – типичный представитель «потерянного поколения», а образ его чуть ближе к правде, чем романтизированные герои из «Трёх товарищей».

-2

Портретная галерея

Ремарк, как хороший художник, не ограничивается портретом одного или двух-трёх персонажей. Он представляет нам целую галерею портретов немцев того времени. Например, бывший однополчанин Людвига Георг, содержащий с братом фирму по продаже надгробий, ярый пацифист и противник войны. Его брат Генрих ярый поборник национализма, которому, как и многим немцам, хочется взять реванш за проигрыш. Возрождение Германии такие как он видят в лице Гитлера.

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения. Они порождены какой-то внутренней неукротимой силой слепой убежденности. А сомнения и терпимость присущи только культурному человеку.

Вместе с Людвигом мы встречаем предпринимателей двух лагерей: одни пытаются делать бизнес честно и в духе старых традиций, что разоряет их; другие богатеют на различного рода спекуляциях и обмане, не считаясь с совестью. Мы видим старых ветеранов, которые все еще живут проигранной войной, обсуждая, как можно было избежать поражения. Мы видим девушек, которые предпочитают выходить замуж по расчёту, чтобы не остаться ни с чем в это трудное время. Людвиг так теряет свою возлюбленную, которая уходит к владельцу ресторана. Ремарк показывает нам нравы того времени, которые выглядят более выпукло и остро только за счет контекста времени. В остальном же, все эти люди до сих пор живы и есть, мне кажется, в любой стране мира.

Эрих Мария Ремарк в молодости, источник Яндекс картинки.
Эрих Мария Ремарк в молодости, источник Яндекс картинки.

О раздвоении личности

Одна из основных сюжетных линий – походы Людвига на подработку в психиатрическую лечебницу. Там он часто общается с Изабеллой – молодой девушкой, больной шизофренией. И, я думаю, Ремарк не просто так ввёл этого персонажа. Здесь нет типичной для его произведений трагичной истории любви, которая перетягивает на себя основное внимание читателя. А персонаж Изабеллы – только отражение главного героя.

Человек велик в своих высших проявлениях. В искусстве, в любви, в глупости, в ненависти, в эгоизме и даже в самопожертвовании. Но то, что больше всего недостает нашему миру, — это известная, так сказать, средняя мера доброты.

Его разговоры с ней, по сути, становятся разговорами с самим собой. С ней он может быть до конца откровенным, излагать все, что он думает: все страхи, переживания, мысли и события из жизни. К концу романа девушка выздоравливает и приходит в себя, но уже не помнит Людвига. Для того, конечно, это удар, но, с другой стороны, обретение себя. Как вымышленная Изабелла стала реальной Женевьевой, так и Людвиг, который был похоронен под воспоминаниями о Первой Мировой, теперь становится Людвигом настоящим. Он излечился, он укрепил свой дух, что помогло ему пройти все дальнейшие испытания, уготованные судьбой ему и Германии.

Буду рад прочитать Ваши комментарии. Считаете ли "Черный обелиск" лучшим романом Ремарка?

#ремарк #книга #эмиграция #литература 20 века #чтение