Первая моя встреча с Ирой Метлицкой произошла, когда она была любимой и ведущей актрисой Театра Романа Виктюка. На моей памяти, а я работал в театре как фотограф -- делал рекламу и плакаты, у Виктюка были очень сильные актеры: Сергей Виноградов, Сергей Маковецкий, Эрик Курмангалиев. Но мне казалось, и Ира со мной в этом согласна была, что ее роли в театре недостаточно глубоки и интересны по актерскому диапазону.
Первая наша совместная работа была спектакль "М. Батерфляй". У Иры была второстепенная роль, но по тому, как умело она расставила акценты, вышло незабываемо. Ее движения, пластика, темперамент выглядели потрясающе эффектно. Это многие тогда отметили. А последним спектаклем Виктюка с участием Метлицкой была "Лолита". Иру перестала устраивать знаковость образов -- она играла куколку, нимфетку. На мой взгляд, и сам спектакль оказался не вполне состоятельным. До этого на что-то рассчитывавшая, она окончательно поняла, что никакие перспективы в театре Виктюка ее не ждут.
Было интересно открыть в ней ту обстоятельность и серьезность, с какой она для себя все решила. Она прекрасно понимала, что при всей заполошности публики, которая до сих пор заполняет залы Виктюка, это не тот успех, что нужен ей. Для нее все изжито здесь, -- так она сама мне говорила. Мы в то время довольно много общались, она была открытой и чрезвычайно живой, импульсивной.
...В 1993 году в честь 500-летия открытия Америки был задуман потрясающий по размаху проект. Российские бизнесмены купили ракету космического ведомства. Это была ракета такого же класса, в какой запускались Гагарин, Титов и все первые космонавты, с аналогичной капсулой. Только туда поместили послания Горбачева, Ельцина, патриарха, собрания детских рисунков, гравюр, в том числе мои фотографии, и все это запустили в сторону США.
Первоначально предполагалось, что капсула приземлится на территории Америки, но по местным законам никакой ракете, вообще ничему иностранному не положено там приземляться. Приводняться -- ради Бога. Вследствие чего проект усложнился и сильно подорожал, потому что пришлось нанимать военно-морской крейсер -- вылавливать и транспортировать эту капсулу до Сиэтла. Куда вдогонку и мы прибыли на двух огромных самолетах, перелетев из Москвы в Петербург, затем в Норильск, Магадан и далее до Ванкувера и Сиэтла.
Эта история выглядит запредельной фантастикой. Не думаю, что в проекте содержалось много коммерческих выгод и удач. Тем не менее, все реализовалось. В Сиэтле на торжественном открытии капсулы мы достали все наши подарки. Была развернута и выставка моих работ. А Иру Метлицкую за красоту назначили всем этим руководить.
Она была потрясающе деловита и своевременна. Если возникали проблемы по ходу мероприятия, на которые требовалось быстро и энергично реагировать, Ира безукоризненно четко справлялась. И в общем напоминала Маргарет Тэтчер.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Записала Наталья Шелюхаева для "Лилит" (с)