Найти в Дзене
Black Caviar Games

Жанры: пошаговые стратегии

Оглавление

Любите управлять, но предпочитаете обдумывать свои решения не спеша? Значит, пошаговые стратегии - ваш жанр! В этой статье мы поговорим о его отличительных особенностях, как всегда порекомендуем хорошие игры и подскажем, какие интересные проекты ожидают нас в недалеком будущем.

Что такое пошаговые стратегии, и как они появились:

В пошаговых стратегиях (они же turn-based strategies или TBS) игровой процесс делится на ходы, которые завершаются по воле игрока. Геймплей здесь дискретный, в отличие от стратегий в реальном времени (RTS). С одной стороны, у игрока есть возможность продумывать свои шаги, с другой - нет возможности влиять на происходящее во время хода противника. То, что “риалтаймовый” стратег может попробовать “починить” на ходу, “пошаговый” должен продумать заранее. С другой стороны, ему не нужно удерживать в голове все происходящее на карте в режиме реального времени.

Предки современных TBS - это настольные стратегические игры: например, шахматы и го. Что касается компьютерных пошаговых стратегий, первая была создана еще в 1977 году студентом Калифорнийского университета Крисом Кроуфордом и называлась Tanktics: Computer Game of Armored Combat on the Eastern Front. Игра была маленькой, текстовой и имитировала танковый сражения Второй мировой. Tanktics стала вполне успешной и впоследствие вышла на PET Commodore, Apple II и Atari. Кроуфорд, будучи физиком по специальности, не бросил свое увлечение и разработал еще более десяти игр.

-2

В 1991 году вышла Sid Meier’s Civilization, великая “цива” - первая глобальная стратегия и одна из первых пошаговых. Она стала образцом, которому следуют до сих пор (взять хотя бы Master of Orion, Endless Legend или Humankind). Более подробно мы писали об игре в нашем материале о глобальных стратегиях.

Настоящая звезда мира TBS - это, конечно, серия Heroes of Might and Magic. У тех, кому за тридцать, третья часть до сих пор ассоциируется с детско-подростковым геймингом, эрой “самой зеленой травы и голубого неба”. Первые “герои” создавались как всего-навсего спин-офф основной RPG-серии Might and Magic. Он оказался удачным, а вторая часть (1996) и вовсе сделала серию по-настоящему популярной. Третья, Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia (1999), стала легендарной и до сих пор имеет преданную фанбазу, выпускающую карты, моды и т.д.

-3

“Герои” не были ни первой фэнтезийной TBS-серией (еще в 1989 вышла Warlords, а в 1990 King’s Bounty), ни последней (к славному делу присоединились серии Disciples, Age of Wonders и другие), но точно стали главной. С тех пор аналогичным играм сложно избежать сравнения с творением The 3DO Company. История серии продолжилась, но получилась заковыристой - все части после четвертой (их семь) созданы другими разработчиками и значительно отличаются от "тройки". Кстати, именно над четвертой работала российская Nival Interactive, автор "Демиургов" - другой пошаговой стратегии в нестандартном сеттинге.

Во что поиграть:

Songs of Conquest (Lavapotion / Cofeestain)

-4

Идейные продолжатели дела “героев” из инди-студии Lavapotion уже выложили свое творение в ранний доступ в Steam. Судя по отзывам, они преуспели в возвращении “духа старой школы”, той самой теплой-ламповой атмосферы TBS девяностых-нулевых. Отдельно стоит отметить графическое решение - игра выполнена в 2,5D, что смотрится одновременно олдскульно и современно.

Серия “Эадор” (Алексей Бокулев / Snowbird Games)

-5

“Эадор” - пример, опровергающий старую максиму “один в поле не воин”. Первая часть серии, “Эадор. Сотворение”, практически в одиночку создана Алексеем Бокулевым, бывшим сотрудником GSC Game World. В основе лежала давно задуманная разработчиком концепция “симулятора бога в фэнтезийном мире”. Из-за нехватки ресурсом Алексею не удалось уместить в “Эадор” все, что планировалось, но и оставшегося оказалось достаточно. Пошаговая 4Х-стратегия стала культовой среди фанатов поджанра, несмотря на устаревшую к 2009 году пиксельную графику. Вышло еще две части, но прямого участия в разработке Бокулев уже не принимал, так что начать лучше с первой.

Cantata (Afterschool Studio / Modern Wolf)

-6

Фантастическая 4X-стратегия в духе “Дюны”, работ Мёбиуса и Advance Wars. За удаленную от цивилизации планету сражаются три фракции - люди, разумные роботы и аборигены (мастера биотехнологий и местные “зерги”). Ваши задачи - организация экономики и управление войсками. Пока игра в раннем доступе, но уже получила положительные отзывы пользователей.

Уже скоро:

-7

В июне в Steam появится Legends of Kingdom Rush - TBS / RPG в сеттинге tower-defense серии, которую мы не раз упоминали в своих материалах. Ждем качественный геймплей, фирменный мультяшный визуальный стиль и встречи с любимыми героями!

-8

И, конечно, мы ждем Inkulinati - необычную стратегию в эстетике средневековых маргиналий (или, проще говоря, в лучших традициях “Страдающего Средневековья”). Готовьтесь к сражениям воинственных зайцев, собак, и ослов. И, возможно, к получению награды в виде ветки.

Как нам кажется, пошаговые стратегии - это “вечнозеленый” жанр, и ему ничто не угрожает. На базовые механики можно накладывать самые разные второстепенные, играть с сеттингами и т.д. В TBS удобно воплощать принцип easy to learn, hard to master. Часто геймплей довольно прост, но есть масса тонкостей и нюансов для изучения.

Источники:

1. Антон Белый. Героическая эволюция. История пошаговых стратегий от «Спектрума» до наших дней - https://www.igromania.ru/article/17753/Geroicheskaya_yevolyuciya._Istoriya_poshagovyh_strategiy_ot_Spektruma_do_nashih_dney.html

2. Даниил Кортез. Боги, коррупция и вечная жизнь: «Эадор» и другие игры Алексея Бокулева - https://dtf.ru/games/44760-bogi-korrupciya-i-vechnaya-zhizn-eador-i-drugie-igry-alekseya-bokuleva

#пошаговые стратегии #жанры игр #подборка игр