Найти тему

«Концепция лжи» Бессонова

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!

Поддержать автора.

Вот такая обложка...
Вот такая обложка...

Я писал о творчестве этого автора, писал и о нём самом, но! Сейчас я не буду говорить о том, кто он такой, что он сделал и вообще. Просто попробую рассказать, что этот человек, имея на руках «все козыри», имея отличную и интересную идею, умудрился всё… пролюбить. И речь сегодня пойдёт о романе «Концепция лжи».

Итак, давайте представим себе будущее. Не особенно близкое, но и не особенно далёкое. Судя по косвенным намёкам, прошло лет сто – сто пятьдесят от нашего времени. Люди уже вовсю летают по Солнечной, и корабли их сильно там быстрее незабвенного «Дискавери» из «Космической одиссеи». То есть – более-менее нормально летать по Солнечной они могут, работают и на лунах Нептуна, и даже облизываются на гиперпереходы, тем более, что такое вполне себе возможно – люди знают, что они не одиноки во Вселенной, более того, Контакт уже был, но люди от него пока что ничего особо не получили. Более того, тут ожидается подписание некоего Договора, который позволит другим расам чуть ли не грабить Солнечную систему – на предмет разного рода ресурсов. А у Земли с ними тоже не всё хорошо.

Начинается роман, довольно бодро и интересно. Главный герой – Леонид (которого все зовут Леоном) Макрицкий – пилот исследовательского корабля «Галилео Галилей», что ведёт изыскания в Поясе. Полёт у них долгий, парень год не был дома, в экипаже отношения не самые хорошие, в общем, всё по классике. И вот, во время вахты, навигатор Лючия Ковач видит, что прямо по курсу корабля имеется астероид. Ну, на самом деле, Пояс можно пройти насквозь и ни одного не увидеть, но – им так «повезло». И понятое дело, что астероид «прошляпил» другой навигатор, «афроамериканец». Командир корабля (тоже американец) запретил маневрировать, так что «Галилео» получает хороший такой удар, а так как это далеко не линкор из других книг Бессонова, этот удар для корабля становится фатальным. Макрицкий и Люси Ковач выживают, но без двигателей, без связи и с ограниченными запасами кислорода… В общем, всё понятно, не так ли? И тут они видят, что на астероиде что-то было – что-то типа базы. База заброшена, видны следы взрывов и прочего – но, видно, что базу строили люди, а раз так – то может, там можно… хотя бы найти кислород? Умирать-то не хочется! На челноке Леон и Люси спускаются на базу, кислород девушка всё же находит, но на неё падает шкаф (несмотря на низкую гравитацию – масса всё равно никуда не девается), и ломает ей бедро. Макрицкий не может ей помочь и ложится рядом с Люси. Всё равно, вариантов больше нет… И тут появляются… люди. В странных скафандрах, с оружием. Один из них протягивает руку Макрицкому, после чего тот теряет сознания и приходит в себя на борту немецкого патрульного крейсера.

Это было, но... по-другому...
Это было, но... по-другому...

Интригующее начало, не так ли? Казалось, тут можно было намутить дичайший коктейль из «Секретных материалов», «Тёмных небес» и ещё пары-тройки сериалов на подобную тему! Но, что мы получаем взамен? Мы получаем… ничего! Нет, конечно, про это событие автор не забудет – герой будет про него вспоминать, нам расскажут о том, что о чём-то подробном в России (а такими делами преимущественно именно Россия занимается!) ведут расследование, что они встречали свидетельства того, что в Солнечной ходит «дура размером с половину Москвы», а самые известные «аварии НЛО» были авариями кораблей, с человеческими экипажами. И, всё бы, наверное, было хорошо, если бы не то, что…

Всё, вышеперечисленное – буквально тонким слоем размазано по тексту. Нет, там будет прекрасный «рывок» на Луну и обследование корабля расы массин-ру, но вот, остальное время сюжета… Нам покажут свадьбу младшей сестры, нам покажут теракт на симпозиуе, нам покажут немало гостиничных номеров в разных городах и странах, где по сюжету побывает Макрицкий – и нам обязательно покажут, что он пьёт и в каких количествах. На самом деле, герои у Бессонова пьют много. У них даже в офицерский и солдатский паёк ром входит. Но, я не встречал, чтобы герои столько пили. Тут, такое ощущение, что герои только и делают, что пьют. Они пьют даже на службе! Даже в довольно серьёзных «конторах», они всё равно, пьют, пьют и ещё раз пьют! Интересно, там ни у кого печень не болит от количества выпитого? Увы, сие есть тайна, покрытая мраком…

Поведение - плюс-минус что-то такое...
Поведение - плюс-минус что-то такое...

Так что, читая данную книгу, порой очень сильно хотелось бы задать автору вопрос – как можно было, имея под рукой довольно интересную идею и не менее интересный сеттинг – а там на самом деле немало всего интересного в мире. Там только на историях про «заброшенные базы» можно было столько всего интересного написать – на пару-тройку романов хватило бы! Или просто «копать» про эти корабли с людскими экипажами – тоже получился бы отличный детектив. Но, автор предпочёл писать… просто ни о чём. Обязательное употребление алкоголя, описание того, что «это было дорого, но Макрицкий мог себе это позволить»… Вот тут, кстати, тоже есть интересный нюанс… Да, герой – из очень сильно богатой семьи, это так. Но, насколько я знаю, среди людей богатых есть два «подтипа». Те, кто не старается всем «пускать пыль в глаза», показывая свой достаток налево-направо, и те, кто любит это делать. Как правило, последние – из тез, кто разбогател внезапно и быстро. Они таким образом хотят ещё сильнее подчеркнуть, что «смотрите, вы не можете себе этого позволить, а я могу!» – но лишь выставляют себя на посмешище. Кстати те, кто стал богатым давно, таких не особенно любят, называя их «нуворишами». Но тут вот в чём проблема – дело в том, что «Макрицкие – богатый род, который уже довольно давно стал таким». Соответственно, они и должны себя вести более серьёзно и сдержанно.

Автор с кувалдой...
Автор с кувалдой...

Но, скорее всего, так как автор романа, Алексей Ена (Бессонов) никогда не вращался в таких кругах, он просто не знает, как именно себя ведут такие люди. А в романах своих, он просто пытается реализовать всё то, чего у него никогда не было – и не будет. Ну, комплексы там, детские, привычки нехорошие и всё такое. Самое грустное, что это сочетается у него с на самом деле неплохими идеями и интересной фантазией. Хотя, теперь, если честно, это уже не имеет никакого значения. Вряд ли он будет издаваться в России, и вряд ли в России будут его ещё читать.

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!