Автор: Hoomkeen
В очередной крайне холодный 541 год Велизарий, овеянный славой полководец империи, вернулся в столицу и предстал перед своим императором. Несмотря на казну остготов, которые греки вывезли из Равенны, многочисленные трофеи, включая короля Витигеса, полководец не снискал триумфа - пленников и трофеи осмотрел только император и его свита, после чего Велизария отправили на войну с персами.
Возможно Юстиниан так никогда и не простил Велизарию его притворное согласие называться императором западной части империи. Уровень византийских интриг всегда был запредельно высок, так что даже если полководца и контролировали через его жену и множества доносчиков, но даже тень сомнения в посягательстве на трон навсегда изменила отношение к нему императора. Велизарий, уезжая в Сирию, покинул столицу в одиночестве - в первый раз его не сопровождала жена, которая осталась в столице со своей подругой - императрицей Феодорой.
Странная война на востоке с прибытием Велизария состояла из ежегодных грабительских походов шахиншаха Хосрова. После Сирии он уже успел пограбить Палестину. В этот год Сасанниды внезапно сменили направление удара и появились в Лазике.
Это было последнее закавказское государство, в котором ещё сохранялось влияние Византии. Хосров появился под стратегической крепостью Петра и, овладев ей, сразу же получил полный контроль над всей этой областью. Византийцы не могли ничего поделать, они предприняли пару безуспешных контратак. Несколько лет Лазика управлялась персами, пока , наконец, византийцы не смогли восстановить над ней контроль при полной поддержке местного населения - дел в том, что их пытались насильственно перевести в зороастризм.
Зороастризм вообще не сильно прозелитическая религия - распространять её стали больше под влиянием агрессивной проповеди христиан. Однако некоторые особенности не позволяли этой вере шагать по миру - например священники должны были происходить из персов, что закрывало иностранным верующим рост в духовной иерархии.
Пока же Велизарий топтал пыльные дороги Сирии и брал пограничные города Хосрова. На следующий год ситуация повторилась - персы так и не явились на войну, а ещё через год дело и вовсе замерло. Хосров опасался появляться в Палестине из-за непрекращающейся эпидемии чумы. Велизарий тоже боялся чумы, но придумал хитрый план - его армия встала лагерем в пустынной местности и он не заходил потом в города. План удался, вспышки заболевания удалось избежать.
Ну а чума тем временем как огонь распространилась вдоль торговых путей и пришла из Египта в Сирию, Константинополь и Карфаген. В первый же год эпидемии её подхватил Юстиниан Великий. На его счастье бубон загноился и крепкий организм крестьянина справился с последующим воспалением.
Спустя три года противостояния с персами империя призвала Велизария возвращаться на запад, в Италию.
Что же случилось за эти годы в "освобожденной" от остготов провинции? Покидая Италию наш полководец оставил противника обезглавленным и морально сломленным. Король Ильдибад управлял не более чем тысячей готов, которые разбивались в шайки и бродили по северу страны, за рекой По. Талантливый стратег Урайя, предлагая Ильдибада в короли рассчитывал, возможно, на помощь его дяди - короля вестготов. Вместо этого он получил смерть - после ссоры между женами, король остготов вначале оклеветал Урайю перед остальными вождями, а вскоре и вовсе убил его. Вскоре и сам он пал от рук одного из рассерженных варваров - гепида по происхождению, Веласа. Этот обойденный королем жених затаил на своего господина обиду из-за девушки и как только подвернулся случай, жестоко отомстил. На одной из пирушек Ильдибад потянулся со своего ложа за кушаньями, а стоявший у него за спиной Велас одним ударом снес ему голову.
Вслед за гибелью двух, казалось, последних ярких представителей остготов в их стане и вовсе началась анархия. Королем себя провозгласил Эрарих, один из ругов, который так и жили среди остготов. Всё, чем он знаменит это посольство к Юстиниану, где снова предлагалось заключить мир с варварами (и оставить им земли севернее По), а на самом деле послы просто продавали всю Италию империи в обмен на титул патриция для Эрариха. Эпрарих погиб раньше, чем посольство вернулось домой.
Таково было бедственное положение готов, и если бы не бездействие полководцев, которых Велизарий расставил по гарнизонам Италии, из бы переловили как кучку бандитов. Единственный, кто пытался этим заняться был Виталий, чей гарнизон был ближе всех к этим варварам, но у него было так мало сил, что он потерпел поражение и бежал, избавив север Италии вообще от имперского присутствия.
Пару слов про дядю Ильдибада - Теудисе. Вестготы, разгромленные франками, разбегались с прежних мест расселения - частично в Испанию, частично держались около Каркассона. Король вестготов спешно укреплял всласть в своих владениях, он переносил столицу с места на место, ожидал атаки Византии с моря... Наконец, в 541 году франкские короли примирились между собой и перешли к активных действиям. Про их поход в Италию мы уже писали, настала очередь Испании. Франки пересекли Пиренеи через ничейные земли васконов (будущих басков), вторглись в Испанию и взяли Сарагоссу. Далее они разорили окрестности, но развить успех не смогли - Теудис выставил против них своего герцога Теудигизеля. Тот, избегая сражений, сковывал силы франков и те, набрав добра, стали отступать домой на север. Внезапно, армию франков заперли в горах. Попытка прорваться через горные переходы неожиданно для всех провалилась, но Теудигизель отпустил своих врагов, забрав их обозы себе и дав франкам сутки на проход через его заслон. Подоспевший со своей армией Теудис смог только разбить арьергард франков. Испания была временно спасена, но ни о какой помощи Италии думать не приходилось. В 543 году кроме того, Испанию поразила чума.
Что же до Италии и славных многочисленных полководцев Велизария, которых он расставил по всем крупным городам, уезжая на восток, то они получили из столицы нового начальника. Александр, по прозвищу "Псалидон" (это инструмент, которым по кругу срезали золотые монеты, оставляя им круглую форму, но уменьшая вес) не был военным стратегом, его талант был несколько другим... Новый правитель Италии резко уменьшил выплаты армии, экономил на государственных тратах, но зато стал яростно выискивать все поводы для взыскания с жителей провинции каких нибудь штрафов и недоимок.
Дошло даже до обвинений в растрате богатств Теодориха, которые Александр заставлял возвращать и присваивал себе. Вскоре многие из полководцев Велизария присоединились к алчному разграблению провинции, ссорясь между собой, и перестав заботиться о благе общего дела. Армия греков утратила боеспособность, воины больше не желали подвергать себя опасности, а итальянцы окончательно разочаровались в имперской власти.
Наконец, остготы, выбрали себе нового правителя - племянника Ильдибада по имени Тотила. Тот, видя, что дело остготов совершенно проиграно, уже успел договориться с римлянами о том, что переходит под власть империи и будет служить в одном из гарнизонов, но получив предложение стать королем подумал "Лучше править в аду, чем прислуживать в раю!" (неточная цитата Джона Мильтона) и решил рискнуть.
Условием Тотилы было убийство самопровозглашенного короля Эрариха. Сей король пал от рук заговорщиков, так и не успев совершить никаких деяний, и в тот же день Тотила был провозглашен королем остготского королевства. Сил у него было, наверное, немногим более тысячи человек.
Юстиниан, получая отчеты из Италии, принял посольство от Эрариха, расспросил их о положении дел в Италии, потом получил известия о смерти Эрариха и коронации Тотилы, после чего стал бранить своих военачальников. Юстиниан издевался в письмах над их бездействием и неспособностью покончить с разрозненными варварами. Наконец, оставив в своих городах небольшие гарнизоны, Бесс, Иоанн, Виталий и прочие командиры привели свои отряды к Равенне и решили разгромить оставшихся на севере остготов и их нового короля.
Первым делом они решили взять крупный город, в котором жило много вестготов - Верону. Далее армия греков планировала двигаться Тичино и изловить Тотилу.
Расположившись рядом с Вероной имперцы через знакомых нашли человека, который согласился тайно открыть им ворота. Никто не хотел идти на это рискованное дело, пока не нашелся доброволец - Артабаз, родом из Армении. Он, с сотней человек, на рассвете ворвались через открытые ворота и часть людей стали звать оставшуюся армию на помощь, а часть поднялись на стены и захватили их.
Готы в панике бежали из города через вторые ворота, через дорогу уходящую в горы. Обернувшись, они могли увидеть весь город с возвышенности - горстку людей у ворот и большую римскую армию на отдалении, в поле. Военачальники, узнав о падении Вероны, стали спорить о порядке раздела добычи. Окончательно убедившись в том, что армия Византии не двигается, готы бегом вернулись в город и напали на Артабаза, который оборонялся с товарищами на стенах. Ворота закрылись. Греки могли только наблюдать, как отчаявшиеся смельчаки стали прыгать со стен, спасаясь от мечей варваров. Часть римлян погибла, кое-кто (и среди них Артабаз) выжили.
Взятие Вероны не удалось, военачальники решили пропустить пункт один и перейти ко второму пункту их плана. В это время Тотила, узнав об охоте на короля, сам двинулся им навстречу. К смельчаку стали присоединяться отряды соплеменников, и вскоре армия Тотилы была уже около 5000. Имперцы превосходили варваров числом где то в 2.5 раза, но их нерасторопность позволила Тотиле самому выбрать место для боя и даже подготовить небольшую засаду.
Перед боем произошел поединок - огромного гота по имени Валарис пробил копьем всё тот же отважный Артабаз. Умирая, гот оперся на своё копьё и не свалился с лошади, всадники столкнулись и Артабаз сам получил ранение в область щеки. Кровотечение от этой ранки так и не остановили, так что наш герой ослаб и не участвовал в бою а потом и вовсе умер через два дня. Увы...
Сам же бой быстро превратился в избиение и разгром, так как появившиеся в тылу греков конные остготы (числом всего 300 человек) быстро посеяли в не желающих сражаться солдатах панику и византийцы разбежались. Произошло страшное избиение. Тотила захватил множество знамен и обоз, чего раньше с римлянами не случалось. Каждый из военачальников империи бежали с небольшими отрядами телохранителей - в свои города, где они планировали укрыться. Эта громкая победа всколыхнула варваров - и вновь, как в старые времена, германцы потянулись к королю, так что армия Тотилы стала расти а все оставшиеся знатные и воинственные вожди варваров - Бледа, Родерик, Улиарис подчинились ему и стали исполнять его приказы. Наступает новый период остготской войны - реванш и возрождение остготов.
Что предпримет Тотила, будем читать через неделю....
А вот что было до этого:
История Европы в 500-550гг.
Также рекомендуем:
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель