Переживала я, переживала про резкий раскол, который сегодня происходит в нашем российском обществе, и на этих эмоциях мне сегодня сочинилась такая маленькая притча.
Была одна мать. И вдруг она совершила что-то такое странное, что не все поняли, и большая часть общества осудила ее за ее поступок.
И было у нее два сына. Один сын, узнав про этот поступок матери, заслуживший общественное порицание, вскричал: "Позор, позор!!! Поведем нашу мать на площадь и пусть ее прилюдно побьют камнями! Она заслужила свое наказание! А я вообще отказываюсь быть ее сыном!"
А второй сын сказал: "Нет, я никогда не дам тебе этого сделать - отдать нашу мать на поругание! Что бы она ни сделала, она - моя мать. И никто ее не тронет пальцем, пока я жив. А если надо, то и жизнью своей буду ее защищать от любых нападок".
А вы сами как думаете, родина - это мама? А если да, то возможно ли отказаться от нее? Возможно ли стыдиться ее? Но если даже и возможно (мы видим, что возможно...), то нормально ли это?
Заметим, что русская русофобия распространена именно среди людей, принадлежащих к так называемой социальной верхушке. Это люди интеллигентные, начитанные, то есть люди, как раз подвергшиеся наибольшему влиянию русской литературы, философии и истории. Именно они сейчас массово бегут из России и подвергают там бичеванию русскую власть, русское государство и, кажется, самую русскую суть, "русский дух" в целом.
Это не значит, что абсолютно вся интеллектуальная верхушка бежит сейчас из России, или обязательно бичует ее, даже если остается здесь. Но если кто и бежит или бичует, так именно представители наиболее культурных и привилегированных слоев общества. Именно те, кто выросли на русской поэзии, кто читал русских философов, кто лучше всего знает русскую историю. Как же так получилось?
В моей статье, посвященной русской русофобии, я затронула имена Пушкина и Чаадаева. После этого я задумалась о такой теме, как Чаадаев и его роль в формировании русской чрезвычайной самокритики. Теперь, продолжая изучать эту тему, я хочу анализировать и другие вещи Пушкина, посвященные Чаадаеву, чтобы еще глубже понять формирование в русской аристократии определенных идей, которые привели к тому, что мы наблюдаем сейчас в обществе.
Ведь ни одно крупное социальное явление, (а внутренняя русская русофобия им является) не возникает само собой, а имеет под собой глубокую историческую, культурную основу.
Пушкин. "Чаадаеву" (В стране, где я забыл тревоги прежних лет...)