Найти тему
Новый очаг

Домоводство без рабов: неизвестная книга авторки «Хижины дяди Тома»

Оглавление

Многие из тех, кто плакал над книгой Гарриэт Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» выросли в уверенности, что это было единственное произведение писательницы. На самом деле, она написала достаточно много, и не все книги были художественными. Но все достаточно активно отражали её общественно-политические убеждения. Даже пособие по домоводству, написанное в соавторстве со старшей сестрой Катариной.

Маленькие женщины, большие планы

Отец Катарины и Гэрриет Бичер был одним из самых популярных проповедников страны, а мать – художницей-миниатюристкой, правда, в силу общественного давления – любительницей.

-2

Разница в возрасте между сёстрами была большая . Когда Гэрриет было двенадцать, Катарине – уже двадцать три. К этому времени Катарина самостоятельно изучила математику, философию и латынь, которые в женских школах принципиально не преподавали, и открыла первую женскую школу, в которой набор дисциплин в точности соответствовал обычной программе школы для мальчиков.

Помимо революционной программы, в школе также обещали заботиться о здоровье девочек по передовым медицинским рекомендациям. Если общим трендом было представление о том, что девочку надо недокармливать и лет с восьми туго затягивать в корсет, то Катарина и Мэри Бичер делали ставку на здоровое сбалансированное питание, закалку и гимнастические упражнения.

-3

Несмотря на то, что кругом порицали излишнюю женскую образованность, нашлось немало семей, в которых родители обрадовались возможности обучать девочек полноценно, и школа не пустовала. Образовательно-воспитательный процесс шёл так успешно, что по его мотивам Катарина Бичер даже написала методическое пособие для женских школ. Естественно, в этой школе училась и Гарриет Бичер, перейдя туда из обычной.

С малых лет Гарриет хотела стать художницей. Она много занималась живописью, в том числе масляной – более сложной и дорогой, чем популярная среди женщин акварель. Притом было очевидно, что она одарена и литературно. Неудивительно, что, закончив школу сестры, она вскоре преподавала там же именно литературу – причём основы литературной композиции.

-4

Политика, протесты и "Хижина дяди Тома"

В 1832 году Катарина уже официально стала старой девой, а Гарриет был только двадцать один год. В этом году их отец получил место директора семинарии в Цинциннати, городе в другом штате, и сёстрам пришлось переехать вслед за ним.

Катарина попыталась открыть новую женскую школу и в Цинциннати, но вскоре признала, что проект не задаётся. Зато Гарриет за недолгое время существования новой школы выпустила книгу, которая пользовалась большой благосклонностью – учебник географии. Отличался он, помимо прочего, веротерпимостью к католикам. Передовой взгляд! За гуманизм учебника его особенно отметил епископ Цинциннати.

В 1829-1820 годах Катарина Бичер протестовала против кампании президента Джексона по принудительному переселению христианских народов чероки, чикасо, чокто, криков и семинолов на запад, на фронтир боевых действий белых поселенцев и местных коренных жителей. Переселение это сопровождалось фактическим отъёмом ферм и угодий переселённых семей, а в пути в итоге умерло страшное количество человек. Бичер выпустила текст, напрямую призывавший женщин Америки направлять в Конгресс протестные письма.

-5

Гэрриет тем временем активно печаталась, получая за свои очерки деньги. Хотя всё это по-прежнему считалось не лучшим поведением для барышни, Гэрриет вышла замуж в 24 года за мужчину, который поддерживал её карьеру. Это был священник и богослов Кэлвин Стоу.

Город Цинцинатти располагался почти на границе с рабовладельческим штатом Кентукки. Через Цинциннати проходил маршрут переброски аболиционистами беглых рабов. Гэрриет много общалась с ними, расспрашивая об ужасах их прежней жизни. Гэрриет решила бороться с рабством самым понятным и доступным ей способом: писать книги. Так родилась «Хижина дяди Тома». И не только.

-6

Повлияли ли тексты Гэрриет на политику штатов? Говорят, когда Линкольн много лет спустя встретил миссис Бичер-Стоу, он воскликнул: «Так это вы та маленькая женщина, написавшая ту книгу, которая начала эту большую войну!» Скорее всего, конечно, это просто легенда – но отражающая популярность и влиятельность книги Гэрриет и, вполне возможно, её статей.

Концепция «новой женщины» и «кухня будущего»

Тем временем Катарина сосредоточилась на вопросе создания новой женщины. Она писала тексты и ездила с докладами, в которых убеждала, что, во-первых, для нации важно, чтобы девочки получали полноценное образование, а во-вторых, что лучшие учителя для детей – не мужчины, а женщины. Продвигала Катарина Бичер ещё одну идею: не надо относиться к детям с теми же мерками, что и ко взрослым. Бичер же провозглашала: детство должно оставаться детством, временем учёбы и игр.

Активное стремление одной сестры к освобождению рабов и другой – к изменению жизни женщины привели к большой совместной работе, книге по домоводству. Эта книга продолжала первый труд Катарины Бичер на ту же тему.

-7

Катарина Бичер (именно она была локомотивом в этом совместном проекте) предлагала принципиально новый подход к организации кухни в семье, где не большой одной (наёмной!) служанки, а то и вовсе нет слуг.

Она опиралась на свой опыт хозяйствования с шестнадцати лет, когда умерла её мама. По планам Катарины, кухня должна была быть  маленьким помещением между столовой и гостиной, часть хозяйственных шкафов должна была переместиться из прогреваемой кухни в погреб под ней – так продукты сохранятся лучше и дольше. Достаточно один раз в начале готовки спуститься с корзинками и вынести всё нужное наверх, и незачем бегать за каждый ингредиентом.

В результате компактности кухни и продуманности систем хранения и рабочих поверхностей хозяйка должна была быстро, без лишней беготни, справиться с готовкой обеда и уборкой после. Предполагалось, что проводить на кухне она будет не так много времени, и основная её жизнь будет проходить в гостиной, спальне и саду – как и прежде.

-8

Несмотря на то, что вскоре действительно множество женщин, прежде полагавшихся на служанок, стали готовить сами, концепция при жизни сестер не прижилась. Проектировщикам жилых пространств она воспринималась, как оригинальничанье. До двадцатого века.

Когда действительно стало понятно, что проект сестёр Бичер очень облегчал жизнь женщинам... Как часто бывает, при жизни создательниц его не оценили – опередил своё время!

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и реакции! Для нас это очень важно